Мнe пoпaлoсь интeрвью Римaсa Туминaсa. Oнo oкaзaлoсь тaк сoзвучнo мoим сeгoдняшним рaзмышлeниям o тeaтрe, чтo я дaжe удивился. «Тaкoe oщущeниe, чтo я oстaлся oдин с мaстeрoв, кoтoрыe вышли изо прoшлoгo стoлeтия, кoтoрыe, мoжeт взяться, слишкoм кoнсeрвaтивныe или aкaдeмичeскиe. Нo чтoбы нe браться oбвинeнным в тoм, чтo этo ужe вчeрaшний тeaтр, я этo скрывaю, мoлчу».
Мнe захотелось ему позвенеть и сказать: «Дорогой Римас, твоя милость не один, я тоже с прошлого века. Пусть нас называют отсталыми, вместе с тем ярлыки можно клеить какие благоугодно. Но это неправда, вот всяком случае, про тебя. Для твои спектакли невозможно попасть — в Москве, в России и в мире. И сие сегодня, а не в далеком прошлом. Вынужден признаться, что я тоже чаще молчу, только не потому, что боюсь обвинений, а благодаря тому что, что изменить что-либо около не-воз-мож-но».
Разлюли-малина вокруг такая спешная, крикливая, неясная, вслед за ней трудно угнаться, вдобавок труднее в ней разобраться. Из этого места такая торопливость, неряшливость в творчестве, соль — быстрее других ухватить вслед хвост успех, суметь обмануть своей на правах бы непредсказуемостью, удивить на правах бы новым. А то, фигли уже завтра может насесть разоблачение, мало волнует.
Сие обидно, очень обидно. Без- потому, что меня обескураживает бери сцене пошлость или бараньи мысли с подливом, хотя часто обескураживает и в таком случае, и другое, но мне в большинстве случаев обидно за талантливых молодых людей, у которых не имеется времени на постижение своей собственной сути, сути текста, сути жизни. Сие же пробег на короткую дистанцию, дозволено выдохнуться, а однажды заработанная «медаль» окажется середи хлама ненужных вещей.
Я прихожу в заворошка, когда мне рекомендуют встретить тот или иной вампука, объявляя, что его поставил последний крик моды режиссер. Не талантливый, а то есть модный. Я уверен, что Толюня Васильевич Эфрос оскорбился бы, коль (скоро) бы его назвали модным режиссером.
Почто это значит — быть модным режиссером, модным театром, модным спектаклем? Что такое? такое театральная мода? Заслуга моде, это, как я понимаю, разыскиваться в определенных рамках, это неизбежное подражательство. Коль скоро этим летом в моде кубовый цвет и серебряные украшения, ведь дамы, которые хотят облюбовать современно, быть, как не долго думая говорят, в тренде, золотые кольца прячут в шкатулки и покупают себя синие платья. Ну а в театре на правах?
Экраны на сцене, точь в точь серебряные украшения у модных женщин, должны (пре)бывать в каждом модном спектакле? Бесспорно мужчин должны играть слабый пол и наоборот? Тексты пьес целесообразно так исковеркать, чтобы пусть даже образованный зритель не догадался, сколько играют? Мог бы пригласить еще несколько приемов, положим они и так хорошо известны.
Ми очень нравится рассказ Питера Брука: «В пятидесятые годы в Англии низкий театр — комфортный, уютный, скромный — царил повсеместно. Я был членом группы театральных практиков, которые ставили целью скандализовать публику — разрушать табу. Идеже я на Бродвее ставил вампука «Марат/Сад», то впервой на этой сцене показал обнаженного человека. Сие стало событием. А сейчас голые бродят стаями объединение сценам всего мира, и кого сие удивляет? Может быть, кого-в таком случае, но совсем немногих. А меня удивляет другое: посему молодые режиссеры используют тетюха приемы, которым уже полсотни лет и которые никого мало-: неграмотный впечатляют?»
Меня тоже удивляет, что так некоторые молодые режиссеры уверены, который эпатаж — это единственный манера завоевать публику? Они уверены, а к ним ходит элита, я а убежден, что — богема, а сие разные вещи. Духовная суперэлита, как мы ее знали и понимали, неважный (=маловажный) польстится на дешевые трюки, для непристойности, на откровенную банальность… Они приходят в ваянг, чтобы ощутить присутствие «невидимого» (Петербург Брук), а капустник на любую тему они безвыгодный станут смотреть и дома, сидя вслед за телевизором.