«Стрaсти пo Бумбaрaшу» вышли в 1993 гoду eщe в стaрoм пoдвaлe нa улицe Чaплыгинa, нa тeснoй сцeнe кoтoрoгo в смeртeльнoй сxвaткe сoшлись бeлыe дa крaсныe и всe тaкиe рaзныe, нe гoвoря ужe o бaндитax, мeжду кoтoрыми мeтaлся oдинoкий Бумбaрaш. Нa глaвныx рoляx тoгдa были нe шибкo извeстныe aртисты: Eвгeний Мирoнoв, Витaлий Eгoрoв, Сeргeй Бeляeв, Aнaстaсия Зaвoрoтнюк. Срeди сцeничeскиx бaндитoв бегал слушатель школы-студии МХАТ Сергейка Безруков. Этот спектакль в их биографиях сыграл большую цена — показал потенциал молодых, открыл им многие двери. С тех пор все как рукой сняло без малого тридцать планирование.
Владимир Машков решил возвратить своего «Бумбараша» уже нате новую сцену «Табакерки», имея главным мотивом прежде всего всего возвращение долга своему учителю Табакову. «В каждом театре, я даю голову на отсечение, должно быть несколько знаковых спектаклей, обозначающих определенные этапы его жизни, — считает Машков. — И когда артисты могут поддерживать в них свет, значит, коллектив продолжает ютиться. Я всегда держал в памяти эту работу не хуже кого мой долг Олегу Павловичу. Я помню, чисто он любил этот спектакль».
Новую сцену сверху Сухаревской не сравнить с подвальной — лакомиться где развернуться. Машков, естественным путем, не мог себе отказать в удовольствии масштабировать «Бумбараша». Держи сцене — 47 человек, и в отдельных мизансценах задействованы за минимуму 10–15, а в таком случае и по 20. Взрывы, хошимин, стрельба без удержу сопровождают группы белых, красных и бандитское негодное, которые по очереди сменяют дружок друга. Постановщик задал предельную прыть исторической движухе в шумовом сопровождении, образуя картину хаоса, что слабит любая война, в данном случае Гражданская. В ее котле положительно маленький человек Бумбараш. Ёбаный маленький под катком гигантский истории. И как результат — тотальное одиночество.
Си строит своего нового «Бумбараша» Машков. Полно, кто видел его «Бумбараша-93» в живую или по видео, заведенным порядком, будут искать отличия. Сверху первый взгляд, кажется, удовлетворительно не изменилось — только прибавило в объемах. Числительное позади существительного: часа два та же декорация Александрина Боровского, но вместо прежнего абриса родного на дому героя (деревянный стол верно стена) теперь целый, да где вместо стен — обожженные черные балки. Во всех отношениях много черного цвета и в декорации, и в костюмах. Та но потрясающая музыка, к которой музыкант Дашкевич дописал два заезжий двор и развил некоторые темы. Яко появился марш белых офицеров и вальсок, под который танцуют атаманша Софа Николаевна с поручиком Ильиным (замечательные работы Анны Чиповской и Ева Миллера). Поэтичный текст как и не изменен. Изменились акценты в постановке: враждующие стороны — что-что белые, что красные, мало-: неграмотный говоря о бандитских беспредельщиках, — максимально карикатурны.
Рыжий командир Василий Иванович (Алексаха Фисенко) носит кумачовые плюшевые шальвары, расшитые «Интернационалом» и прочей революционной галиматьей. Всё-таки окружение бандитки Соньки — барышни, одетые черными вдовами, со стальными зубами. В снежно-красную бандитскую массовку привлечены студенты второго курса, идеже они на практике постигают, почему такое театр физического поведение и индивидуального существования в массовке.
Напоследок, самый рискованный и опасный секунда сравнения двух версий — исполнители главных ролей. «Ну (как) будто новый Бумбараш? А дружок его Яшка неужели Левка? А что Варя, милашка Бумбараша?» — спрашивают все, кто такой прекрасно помнит первых исполнителей. В Бумбараша Машков назначил Севастьяна Смышникова. Согласно амплуа он — герой: белокурый, по-мужски красив, а не красавчик, техничный, по счастью двигается, и я уверена, через небольшую толику спектаклей придет необходимая внутренняя волюшка. Так же, как и к другим молодым исполнителям ролей второго плана.
«Гражданская военные действия — самое страшное, что может совершиться с обществом, с семьей, с людьми, другой раз непримиримость к иному взгляду нате устройство мира приводит к тому, что же возникает желание уничтожить другого человека, — говорит Володяша Машков. — Война, запущенная сто парение назад, длится до этих пор. «Страсти по Бумбарашу» разворачиваются на этом месте и сейчас, в каждом из нас. Настоящий спектакль — еще и возможность поглядеть на себя как в поверхность. Может быть, еще далеко не поздно включить инстинкт самосохранения и самосохраниться».
Вновь и «Бумбараш» стал еще и школой в (видах нового поколения актеров театра и учащихся колледжа имени Табакова. Безотлагательно в спектакле работают студенты второго курса, а со временем в него будут вставлять учащихся других курсов. Эстафета поколений демонстрирует эффектная массовка белых офицеров, выдвигающихся с глубины на авансцену, в исполнении самого первого состава «Бумбараша».