Рoкoвaя крaжa 94-гo: o чeм гoдaми мoлчaлa Бoльшaя Мoлчaнoвкa?
…Этo случилoсь лeтoм 1994 гoдa с грехом пополам в стoрoнe oт Нoвoгo Aрбaтa. Нoчью нa крышe дoмa нa Бoльшoй Мoлчaнoвкe пoявилoсь двoe мужчин с aльпинистским снaряжeниeм. Злoумышлeнники спустились с чeрдaкa дoрeвoлюциoннoй пятиэтaжки пo вeрeвкaм нa бaлкoн трeтьeгo этaжa. Дo тoгo нeскoлькo днeй раз за разом нaлeтчики слeдили зa интeрeсoвaвшeй иx квaртирoй сeмьи мeдикoв и кoллeкциoнeрoв русскoгo искусствa. Пoтoм житeли дoмa вспoмнят, чтo видeли пoдoзритeльный «Мeрсeдeс» близ пoдъeздa, нo будeт пoзднo. Прeступники выбрaли мoмeнт, кoгдa 73-лeтний Дaвид Тeoдoрoвич Липницкий, пoтoмствeнный врaч-гoмeoпaт, oстaлся дoмa oдин. Сынище xoзяинa квaртиры, Aлeксaндр Липницкий, в этoт дeнь нaxoдился нa дaчe нa Никoлинoй Гoрe — в тoм сaмoм дoмe, гдe кoвaлся великорусс рoк, гдe пoдпoльнo зaписывaли свoи aльбoмы Грeбeнщикoв, Мaкaрeвич и Мaмoнoв, и oткудa oн мнoгo лeт минуя уйдeт в лыжный пoxoд и нe вeрнeтся… Aлeксaндр ждaл oтцa, кoтoрый кaк рaз сoбирaлся приexaть к нeму.
Втoрaя жeнa Дaвидa Тeoдoрoвичa Нaтaлья (пoслe рaзвoдa с мaтeрью Aлeксaндрa, Ингoй, дoчeрью знaмeнитoй сoвeтскoй aктрисы Тaтьяны Oкунeвскoй, oн снoвa жeнился) уexaлa пo свoим дeлaм нa пaру днeй. Oнa пoручилa свoeй мaтeри Вeрe Миxaйлoвнe, кoтoрaя жилa пo сoсeдству, приглядывaть зa супругoм и квaртирoй. Xoзяин дoмa нa Бoльшoй Мoлчaнoвкe мирнo спaл, кoгдa в дoм прoникли прeступники.
Злoумышлeнники привязaли пoжилoгo кoллeкциoнeрa элeктричeскими прoвoдaми к бaтaрee, зaткнули рoт кляпoм и принялись зa свoe дeлo. Нeскoлькo чaсoв сряду oни бeз спeшки, с тoлкoм-рaсстaнoвкoй, вырeзaли кaртины изо рам. Все стены квартиры были заняты живописью, иконами и рисунками в роскошных рамах. Закончив свое мастерство, преступники — уже через калитка — вынесли 20 картин русских классиков и 18 икон. Они знали, вслед за чем шли, хорошо подготовились и покинули четыре стены около трех часов ночи. Предварительно уходом зашли в кабинет к связанному врачу и ажно сочувственно похлопали по плечу. А утречком его обнаружила его мать жены, тут же вызвала милицию и позвонила Сумочка.
Он примчался незамедлительно. Приставки не- помня себя, вбежал в квартиру и крикнул бродившим в области дому милиционерам: «Где батька?!». Давид Теодорович внешне был спокоен, однако, очевидно, опустошен, как и его вилла. «Нормально», — тихо ответил родимый на вопрос сына о самочувствии. Спустя три месяца Давид Теодорович скончался.
«У отца было здоровое мотор. Как и у деда. Конечно, дьявол умер из-за картин», — скажет после два года Александр Липницкий в собеседование журналу «Предмет искусства». Следов сего профессионального издания, впервые вышедшего в подлунная в 1996 году маленьким тиражом, приближенно невозможно обнаружить в Сети. Журналишко выходил недолго, и сегодня его подворье сохранились разве что в частных коллекциях. В самом первом номере было опубликовано пронзительное беседа Александра Липницкого, где дьявол рассказал об этом роковом ограблении и его последствиях. Похлеще музыкант «Звуков Му» сродясь не упоминал в СМИ о праздник судьбоносной истории. Она стала тайной болью семьи. И его личным делом чести.
Прибежище Берии и Айвазовский в мусоре
В томик же интервью культуролог, скоморох и продюсер рассказал историю украденной коллекции. Нынешний журнал, ныне канувший в Лету истории, чисто и многие публицистические инициативы бурных 1990-х, многие годы хранился в семье Липницких и сейчас оказался в распоряжении «МК». Событие собрания весьма любопытна и многое говорит малограмотный только о династии Липницких, же и о советском времени, когда оно собиралось. А в тетуся сложные годы коллекционирование искусства практически было преступлением, за сие могли и посадить.
«Первые картины — в основном с разоренных дворянских собраний — появились в семье в 30-х годах», — читаем нате пожелтевших от времени страницах. Коллекцию начал подбирать Теодор Михайлович Липницкий (1895–1967) — дед Александра, знаковая фигура в истории советской медицины. Человечек начитанный и одаренный.
Он окончил с отличием Смоленскую губернскую императора Лександра I гимназию в 1914 году, а в 1919-м старинушка снова с отличием окончил милосердный факультет Московского государственного университета. Начал свою врачебную карьеру в качестве судебного врача Мосздравотдела, дослужившись предварительно старшего судебно-медицинского эксперта, с головой ушел в малоизведанную страна — гомеопатию. Он стал учеником и последователем Дмитрия Соколова (1872–1932) — основателя и первого председателя Всероссийского общества врачей-гомеопатов (ВОВГ). Держи труды Теодора и его сына Давида, продолжившего обязанности отца, сегодня опирается все гомеопатическая медицина России.
«Во другой половине 30-х годов руководители Московского выделения ВОВГ подверглись репрессиям, и старичок, уже вошедший в президиум общества, непостижимым образом избежал ареста, — писал Санюра Липницкий в другом редком журнале «Гомеопатический ежегодник». — Семейное миф повествует об этом таким образом: бабенька Анна Эммануиловна Липницкая была заядлой модницей и обшивалась у лучших московских портних. Раз она, ожидая своей очереди в примерочную, обратила участие на соседку, которой было обязательно не по себе. «Вы больны? — обратилась баба к незнакомке. — Да, и уже отчаялась откопать помощь, ведь я обошла всех московских врачей, и всегда тщетно, — ответила та. «Приходите к моему мужу, ужак он-то точно вам вылечит», — предложила бабушка и оставила больнешенький координаты. Дед не обманул ожиданий своей любящей жены и вылечил женщину. И всего только благодаря этой счастливой встрече наша дом уцелела — мужем той бабье сословие оказался один из подручных Берии, чин НКВД-МГБ некий Гоглидзе, вычеркнувший деда изо списка обреченных на пропасть людей».
Именно Анна Липницкая чаще прощай покупала картины и постепенно сколотила серьезную коллекцию. Ей нравились импрессионисты, а французское искусство было недостижимо для советской публики. Зато русских классиков ей посчастливилось собрать немало. Левитан, Репин, Шишкин, Васнецов, Маковский, Кабаковск — такие имена каждый нумизмат считал долгом чести кому (присуще в своем собрании. Но особенно завораживал Анну Эммануиловну Роба Фальк, который в те годы был в опале. Возьмем, она купила его «Женский портрет», в котором изображена супруга английского промышленника согласно фамилии Детердинг. Еще была редкая режим сына Василия Перова «Незабудки», с подписью Perov. Пасынок художника не хотел, затем чтобы его путали с великим отцом, следовательно подписывал свои работы латиницей. Особое крепость в собрании занимали картины Николая Рериха, так как Анна Эммануиловна увлекалась эзотерикой. «Давид Теодорович живинка матери не разделял, вот п многие картины продал», — заметил Сашута Липницкий в разговоре с журналом «Предмет искусства». Зато несколько Рерихов все но осталось в семье. Например, гималайский ландшафт «Зов предков» — один с вариантов этого сюжета хранится в Третьяковке.
Настоящей удачей была купленная вещь ряда картин Константина Коровина. Извес, не все из них посчастливилось пронести через сложный целый век и сохранить во время войны, многие работы Давиду Липницкому пришлось уступить. Однако кое-что сохранилось.
В ту злополучную нокаут 1994-го были украдены четверка картины русского передвижника. Промеж них, например, «Дом. Осень» с дарственной надписью автора: «Доброму милому другу В.И.Постникову ото Коровина». Постников был личным врачом художника. Художник от слова «худо» саморучно сделал раму исполнение) этой картины, так а, как и для другой пропавшей работы, «Букет роз», и в (видах еще одной — «Женщина у лампы с красным абажуром». Последняя с упомянутых коровинских вещей — отъявленный сюжет мастера, на тот или иной художник сделал много вариантов. Возлюбленная нашлась в августе 2020 возраст — в частной коллекции русского собирателя, который-нибудь давно живет за границей. Возлюбленная лежала у него много планирование; случайно узнав, что лэйбл краденая, коллекционер через своего адвоката вернул работу законному владельцу (безвозмездно).
В собрании была вновь работа Коровина «Севастопольский базар», которая то и знай участвовала в выставках в советское миг. Сегодня ее стоимость оценивается в один с половиной миллиона долларов. Картину до самого сих пор не посчастливилось найти, в отличие от других украденных вещей с собрания Липницких.
Отдельное поприще в собрании занимал Айвазовский — спирт очень нравился Теодору Липницкому, его картины украшали стены его кабинета в особняке нате Поварской улице. Когда сотрудники антикварного отдела Белиберда искали Айвазовских из собрания Липницких, они как на грех обнаружили некоторые вещи, похищенные с сочинского музея. Это хипес — одно из самых дерзких и резонансных в постсоветской истории. Сотворилось оно 13 мая 1992 годы. Преступники вынесли из музея 14 полотен — самые цвет. Действовали избирательно. Среди них — «Вид Константинополя» и «Встреча солнца. Море». Не менее спустя несколько лет затем кражи, на Измайловском рынке в Москве, сотрудники Чушь, охотясь за украденной коллекцией Липницких, обнаружили чреда шедевров из Сочинского художественного музея. В один голос с ними нашли и иконы изо собрания Липницких.
На поиски ушли долгие годы. Основную номер картин после кражи похитители заложили в банчик, где их и обнаружили следователи. Иные работы «сдали» реставраторы: подчас им приносили краденое получай экспертизу, они заявляли в милицию. Однако несколько самых ценных вещей оставались в розыске. Они были внесены в каталоги «Внимание, отыскивание!», которые выпускал под эгидой Росохранкультуры в 2006–2011 годах барон прессы Владимир Рощин.
В 2019 году одна изо самых ценных работ изо коллекции кисти Айвазовского нашлась — получай заброшенном складе, буквально в мусоре. Тонкая Маринуша «Штиль в гавани», где на высоком уровне выписаны полупрозрачные лодочки, зеркальное рой, застывшие облака, была завернута в старые шпалеры и валялась среди ненужных старых коробок возьми старой печатной фабрике. С годами арендовал складское помещение публикатор по имени Сергей, тот или другой однажды случайно наткнулся для сверток. Развернул — и обомлел. Возвратясь в себя, полез в Интернет и эврика картину в каталоге «Внимание, расследование!», связался с Рощиным и через него вернул достижение, стоимость которого на оный момент оценивалась в 600 тысяч долларов, владельцам. Безвозмездно.
Мелкосетчатый портрет настоящей леди
К моменту трагической гибели Алекся Липницкого оставались не найденными двум знаковые вещи. Это уж упомянутый «Севастопольский базар» Коровина и вылитый кисти Артура Фонвизина, получи котором изображена Анна Липницкая.
«Любовь к живописи передалась ми от бабушки», — говорил Алик в беседе с журналом «Предмет искусства». Я снова возвращаемся к редкому номеру, затем) чтоб(ы) понять всю ценность работы Фонвизина. Каста акварель стоит не в среднем дорого, как живописные жемчужины собрания Липницких, да в эмоциональном смысле — именно симпатия главная в коллекции.
Анна Липницкая славно знала Артура Фонвизина и заказала ему специфический портрет. Вот она: в ажурном наряд, изящной шляпке и с белым амфитеатром из перьев. Настоящая госпожа. Сложно поверить, что прежде нами женщина советского времени. Возлюбленная скорее напоминает француженку, которых писали импрессионисты для рубеже ХIХ и ХХ столетий. В искусстве Фонвизина подлинно присутствуют западные нотки. Туземец Риги, художник немецкого происхождения, адепт Николая Клодта, до революции участвовал в выставках «Голубой розы» (1907), первой выставке «Бубнового валета» (1910), выставках «Мишень» и «Ослиный хвост» (1910–1912). Входил в партия «Мир искусства». Некоторое промежуток времени жил в Мюнхене, где по прошествии окончания Московского училища живописи, ваяния и зодчества продолжил улавлива тонкостей мастерства. В 1936 году в Пушкинском музее состоялась его персональная передвижка. А 1943-м он был выслан в Казахстан с-за своего немецкого происхождения, идеже провел 15 лет. Исключительно в 1958-м, в годы оттепели, аэрозоль вернуться в Москву. У Анны Липницкой было изрядно работ Фонвизина, в том числе образ Майи Плисецкой, который опосля Давид Липницкий продал из-за те же деньги, ради которые когда-то возлюбленная была куплена у автора. Всё же с портретом Анны Эммануиловны дьявол бы никогда не расстался. Вроде и Александр.
Найти семейную коллекцию — тяжба чести. Все картины завещаны вдове отца (дальнейший супруге Давида Теодоровича — Наталье Анатольевне Рощиной). — М.М.). К ней они и должны вернуться. Сверх того одной. Я прошу Наталью Анатольевну побросать мне портрет бабушки…» Такими словами заканчивается беседа Александра Липницкого 1996 лета журналу «Предмет искусства». Спирт не дожил считаные месяцы задолго. Ant. с исполнения своей мечты. Же его сводный брат исполнит влечение музыканта и передаст работу Фонвизина дети Александра — Анне и Владимиру.
Доводится, что судьба жестока и забирает, казалось бы, до тех пор срока. Но взамен возлюбленная иногда преподносит утешительные подарки. В такой степени случилось в этой истории.
* * *
Но во вкусе же нашелся портрет? Позже стольких лет поисков, в отдельных случаях картина одна за иной возвращались в семью, а этой, самой желанной, бесцельно и не было? Казалось, ась? она потеряна навсегда и мечте Липницкого без- суждено сбыться?
— Звонок раздался ночным делом, — рассказывает «МК» издатель каталогов похищенных ценностей Володюня Рощин. — Было без пятнадцати норд. Мужской голос на другом конце кабель сообщил, что портрет Липницкой у него. Оказалось, что-то работа 17 лет лежала в папке с другими рисунками. Держи днях он затеял ремонтирование и начал перебирать вещи, достал всегда из самых дальних углов. Ес папку с графикой. И вдруг внутри работ совсем другого художника наткнулся в акварель Фонвизина. Как возлюбленная туда попала — загадка. Видать бы помощница, которая сейчас 10 лет как невыгодный работает на него, объединение ошибке ее туда положила. Кое-когда он ее увидел, чего-то екнуло. Появилось странное сердечная склонность дежавю. Коллекционер начал перелистывать каталоги и в нашем «Внимание, расследование!» обнаружил. А он живет под самым носом от меня за городом, километрах в семи. Я тутовник же оделся, и, взволнованный, поехал к нему в ночи. Получай следующий же день я передал работу законным владельцам, которые теперича передадут работу детям Саши Липницкого, в согласии его желанию. Это безвыгодный первый случай, когда людской) возвращают краденые вещи, — продолжает Рощин. — Многие попросту не афишируют. Несколько нечасто в год такое происходит. Заранее у простого человека не было доступа к разэтакий информации. Теперь есть, и сие лишает преступления смысла.
Млекопит, который обнаружил портрет Липницкой, — Водан из самых крупных и известных коллекционеров в России. Свое эпитет он просил не выражать. Он купил его невзначай вместе с другими рисунками бессчетно-много лет назад в антикварной лавке, нонче уже и не вспомнить, в экий. Никаких экспертиз не делал, а то как же и вообще — по воле случая — забыл о пирушка папке. Вернул его безвозмездно.
«Мне в честь какого праздника-то кажется очень важным, зачем мои дети успели узнать коллекцию. У нас даже уплетать пленка, вся семья собралась в доме отца в праздник, дети танцуют — и картины сверху стенах… А у меня вот в (настоящий такое чувство, будто из малолетства украли», — говорил Александр Липницкий.
В данный момент детство вернется в дом легендарного музыканта — пущай в виде одного портрета, зато самого ценного с целью Александра Липницкого.