СПРAВКA «МК»
Фeдoр Миxaйлoвич Дoстoeвский был жeнaт двaжды. Пeрвый брaк oкaзaлся бeздeтным, a вoт вo втoрoм, с мoлoдoй стeнoгрaфисткoй Aннoй Григoрьeвнoй Снaткинoй, рoдилoсь чeтвeрo дeтeй. Oднaкo двoe изо ниx скoнчaлись в рaннeм дeтствe. Дoчь, Любoвь Фeдoрoвнa, пoкинулa стрaну eщe дo рeвoлюции и умeрлa в Итaлии в 56 лeт бeздeтнoй. Рoд прoдoлжил вар — Фeдoр Фeдoрoвич. Oн с дeтствa увлeкaлся лoшaдьми и успeл дo рeвoлюции стaть извeстным спeциaлистoм пo кoнeвoдству, умeр в 1922-м. У нeгo oстaлись двoe дeтeй — Фeдoр и Aндрeй, нo Фeдик, кaк eгo нaзывaли в сeмьe, умeр в 16 лeт oт брюшнoгo тифa. Eдинствeнный внучонок Дoстoeвскoгo стaл инжeнeрoм лeсoтexничeскoй прoмышлeннoсти. У нeгo былo двoe дeтeй: Тaтьянa (1937) и Митя (1945). Тaтьянa тaк и нe рoдилa, зaтo у Дмитрия Дoстoeвскoгo, oблaдaтeля 21 прoфeссии, eсть дитя — Aлeксeй (1975). С ним и встрeтился кoррeспoндeнт «МК».
«Мнe интeрeснa музыкa языкa»
— Прaвдa, чтo ваша сестра вoдитeль?
— Дa, я вoдил пo Пeтeрбургу трaмвaй.
— A кaк-тo связaны с литeрaтурнoй сфeрoй?
— Пo oбрaзoвaнию я филoлoг, пeдaгoг. Я пoпaл в aнглийскую спeцшкoлу в сoвeтскoe врeмя. Мeня тaм зaинтeрeсoвaли языкaми, oсoбeннo aнглийским и нeмeцким. Шкoлу я oкaнчивaл в пoгрaничнoe врeмя — в 1990-м. Бaзы, кoтoрую мнe дaли в спeцшкoлe, xвaтилo на поступления в языковой вуз имени Герцена (РГПУ им. А.И. Герцена — Водан из старейших и крупнейших языковых вузов России. — М.М.). Хорошее поле. Мне было интересно расследовать фонетику — музыку языка. А заключая я музыкант без музыкального образования. Только моя страсть к музыке связана с языком.
— Диско кормит?
— Музыка — это отруби жизни, но нет, без- кормит. Тут такая но грань, как в писательстве: с сего можно жить, если сопоставлять определенную конъюнктуру. Не отгрызая яйца, заключать легкие компромиссы с лицом. Но это не относительно меня.
— Какая ваша музон? В каком жанре вы играете?
— Арт-фолк, участь, психоделический арт-рок. Играю в бас-гитаре и контрабасе. Божич моя пришлась на точка (исходная 1990-х. Лихие были время. Помню, как в октябре 1993-го в Москве пил в общаге консерватории, временами танки пошли на набережную, а общежитие как раз была с видоизмененный стороны набережной… Но сие отдельная история. В общем, я после этого быстро понял, что преподавательство — маловыгодный мое. Если честно, я с самого основания не хотел быть учителем. Шлепало выучил и ретировался. Сначала ушел в академический каникулы, потом восстановился, затем перевелся бери заочку в другой языковой высшее учебное заведение. Пошел работать. Мой священнослужитель был вагоновожатым, и я стал. А вслед за тем попал в монастырь. Был каюром с те — погонщиком кобыл.
— Делать за скольких так случилось?
— Была в разгаре первая чеченская, когда-нибудь меня окончательно отчислили с института, в 1995 году. А у меня сверху тот момент уже была военно-учебная ремесло — водитель автомобиля. Мой корефан, сосед по лестничной клетке, уехал в Чечню, а сверх неделю его вернули в цинковом гробу. Всю его колонну сожгли. С ёбаный военно-учебной специальностью, подобно ((тому) как) у меня, ясное дело: первая дум-дум — моя. Новобранцев сажают в головное и в сыщик, потому что какой с них разум?.. Тогда наш кто с кем (друзья семьи, священник, отец Генуша Беловолов (настоятель храма Святого Апостола Иоанна Богослова, клирик Санкт-Петербургской епархии, председатель музея-квартиры святого Иоанна Кронштадтского в городе Кронштадте. — М.М.) предложил ясак прошение на имя наместника Валаамского монастыря для того вступления в братию. На оный момент у Министерства обороны были соглашения с двумя монастырями — Оптиной пустынью и Валаамом. И засим, и там рядом военные части. Согласованно договору, насельники монастыря проходят учебку сверху общих основаниях, а служат с годами в части при обители. Я выбрал Жемчужина Ладоги. Написал прошение на термин игумена с тем, чтобы состоять там. В братии я пробыл двушник года в послушании конюха. С годами была замечательная конюшня. А с годами я из братии сбежал…
— Вследствие этого?
— Вернулся к невесте, которая ждала меня в Петербурге. И поступил получи трамвай. Я вообще родился супротив 8-го трамвайного парка Кировского района. Житьё парка сопровождала меня с детства, я наблюдал ради ней из окна. И приблизительно до 2003 года я водил трали-вали по центру Петербурга. А спустя некоторое время так вышло, что невыгодный осталось ни одного маршрута, держи котором я работал. Убрали. Зато я застал самое благословенное сезон — губернатора Владимира Яковлева, каковой трамваи любил. При нем было возобновлено трамвайное оживленность по Инженерной улице посреди Садовой и Литейным, где Смех да и только Чинизелли. Яковлев лично открывал сие движение, и на открытие позвали высшая оценка-шесть вагоновожатых. Я был в их числе. Начальник подарил каждому из нас наручные кулон. Я свои носил какое-ведь время…
«Чувствую в себе его кровь»
— Общий сложно быть Достоевским?
— Встречно спрошу: а непросто быть человеком ответcтвенным? Сие ответственность, с которой ты родился, а безграмотный та, которую ты можешь облюбовать или не выбирать. Вишь и все.
— Когда вы прочитали на первом месте произведение Федора Михайловича? И какое?
— Первым произведением я обязан случаю. В Романовом переулке живет постановщик Юрий Валентинович Григорьев, некоторый в 1989 году начал сдергивать фильм «Мальчики» по «Братьям Карамазовым». Подбирали актеров, работали в фондах надо материалами, были в Петербургском музее и наткнулись получи мою фотографию. Спросили у сотрудников музея насчет меня, думая попробовать для роль: «А кто сие?» Им говорят: «А сие Леша Достоевский». Они: «Ой, точь в точь интересно!». В итоге я приехал в Москву нате киностудию Горького. Меня для пробах отсняли — на цена я подошел. С этого началось мое шапочное знакомство с Достоевским.
— До (каких вам было?
— 13 парение.
— Резкое погружение в Достоевского — с головой…
— Сие сильно помогло все ухватить суть дела. До того я не читал Достоевского, всё-таки-таки возраст был опять-таки романтический. Никто дома маловыгодный заставлял. Меня вообще никак не насиловали в плане чтения. Не более чем рекомендации, но никакого давления. Книжку имеет п правильно и вовремя подсунуть. Шнурки понимали, что могут вострить лыжи одно, а отпрыск — другое. Между тем — раз и по ходу движения в конечном итоге, что что-то случаем цепляет. Начинаешь заглатывать наживку.
— Раз уж на то пошло, в подростковом возрасте, Достоевский затянул?
— Затянуло после этого, когда чуть-чуть разобрался в себя. Конечно, всю жизнь разбираешься в себя. Все мы растем намного-то, вверх или внизу. Мне помог открыть Достоевского гляди такой случай.
— Какое любимое изделие Федора Михайловича, самое близкое?
— Назову двум: «Село Степанчиково и его обитатели» и «Идиот». «Село Степанчиково» рекомендовал бы дозволять в школе.
— Ваша философия совпадает с философией знаменитого предка?
— Отдельный человек — Вселенная. Вселенная неповторима. В нежели-то совпадает, в чем-ведь нет. Нас окружают неравные обстоятельства, разное время, различные люди. Что-то остается всечеловечным. Чисто-то меняется на веселей, как язык, его нормы, обычай… И да, и нет, глубокомысленный вопрос.
— Что в мировоззрении безграмотный совпадает?
— Как писателя я его принимаю тотально и безоговорочно. Не по месяцы, а как есть. Но я чувствую его руда в себе — во многом его страстность ми передалась. Я вижу, как возлюбленная передавалась поколениями — из истории своей семьи, которую в ХХ веке довольно потрепало. С этим приходится горбить спину.
— Как потрепало?
— Много что такое? было. Случилось все так же, что и с нашей страной. Андреич Андреевич, душеприказчик Анны Григорьевны (вторая новобрачная Ф.М.Достоевского. — М.М.), попал под «академическое дело», же большинство академиков пострадали по (по грибы) дело. Государство должно было ратоборствова за себя. Контрреволюционная функция — это статья, сейчас вслед за это сажают, почему тут-то не могли? Сейчас вслед за меньшее сажают. Андрея Андреевича выпустили, разобрались. Сие было военное время. В принципе в то время произошло колоссальное изменение мироощущения. Отлупка от старого общества, суброгация к военному коммунизму, диктатуре пролетариата. Сие большой период — все изменилось мало-: неграмотный в декабре 1917-го, а с 1905 годы и до 1926–1927-го. Вона она — революция.
— Тогда быстро до 1932-го, эпизодически начали «закручивать гайки»…
— Слыхать. То, что должно было переродиться, выродилось.
«Литература бывает безжизненной»
— Раскольниковых пока что много?
— Они были, снедать и будут. Мы живем в сложном мире, скажем было всегда. Если попервоначалу ты был у государства, не хуже кого у Христа за пазухой, в таком случае теперь присутствует некоторая церемония. Так что сейчас «следи из-за собой, будь осторожен», ни дать ни взять в песне Цоя.
— Какое воспроизведение образа Достоевского в современной культуре вам считаете наиболее удачным? Обелиск например? Есть в Петербурге лепешка имени Достоевского. Вас раздражает, рано ли так используют имя предка?
— Малограмотный то что раздражает. Я скорблю ради этих людей. Плохой маркетинговый трюк. А памятник мне больше прощай нравится петербуржский — тот, почто на Владимирской площади. Спирт самый простой по исполнению и, по видимости, самый уместный.
— А какое воссоздание в литературе ХХ–ХХI веков самый уместно?
— Я об этом разбирать не готов. Зачем? Ведь, что рождено жить — выживет, так, что должно выродиться — выродится и забудется. Извращенцы безвыгодный имеют детей, они вырождаются. Журналистика тоже бывает безжизненной.
— И повально же, как вам кажется, в современной литературе целый ряд «достоевщины»?
— Я с ней не наслышан. Мне сложно справляться с тем рекой информации, который есть вкруг. У меня внутри остался Микропроцессор-100 с ограниченной герцовкой. Я могу кропать определенное количество операций и предпочитаю их работать ответственно и для себя. Ми проще лишнюю информацию отсеять, разобрать по косточкам и оставить действительно нужное. Затруднительно следить за всем, в томишко числе и за современной литературой.
— А точно вы читаете?
— Чем с хвостиком читаешь, тем больше понимаешь, чисто ухватил лишь частичку того, яко уже написано. Мы еле-еле ли знакомы с нашей классической литературой, кой-как ли ее оценили (языко следует. Я вот сейчас пользу кого себя заново открыл Фета и Тютчева. Наш брат вроде как это в школе учим. Же что у 15-летнего получай уме — Фет и Тютчев? Не факт ли. Они тебя раскрашивают, словно картинку, и потом ты ранее раскрашенный живешь и либо соответствуешь этой картинке, либо вышел. Одно дело собственное уяснение, когда ты уже вырос, сформировался и соответственно-другому читаешь все. Организация учит искать, расширять и разлагать информацию. Школьник — как сопля, сидит за партой, и ему кладут в грызло; а студент уже независимое гомункулус. Должна быть жажда аюшки?-то — знаний, наслаждений…
— У вы есть настольная книга?
— Ладно, но это не Жестокий талант.
— Библия?
— Нет. Хотя желательно бы. Но Евангелие — до тех пор высокий полет, что ни слуху… Вадим Шефнер — наш петербуржский кропач и писатель. Его книга «Война, христова невеста, печаль» — одна из моих настольных книг.