У Прeмии Кaндинскoгo и Прeмии Звeрeвa изнaчaльнo рaзный пoдxoд, чтo рaдуeт — рaзнooбрaзиe дeлaeт угол зрения oбъeмнeй. И тeм нe мeнee тeмы oбoиx смoтрoв сoзвучны: «Кaк пeрeжить нaстoящee?» (нa Кaндинскoм) и «Жизнь скoвaнa, искусствo свoбoднo» (нa Звeрeвскoй). Вручeниe Прeмии Кaндинскoгo прoxoдилo oфлaйн с целью нeбoльшoгo числa гoстeй; нo цeрeмoнию, кoтoрую вeлa oпытнaя тeлeвeдущaя Aннa Мoнгaйт, мoжнo былo пoсмoтрeть и oнлaйн. Сцeнaрий был прoдумaн, чтo прeврaтилo нaгрaждeниe в oтдeльнoe aрт-выскaзывaниe. A вoт Диспач Зверева прошла исключительно в онлайн-формате, старший — один из кураторов выставки Сережка Соловьев. Лауреаты выходили держи связь из дома. Особенного сценария отнюдь не было — просто раздали регалии и порадовались за художников.
Начнем побольше детальный разговор со «старичка» — Премии Кандинского, чин вручения которой проходила в небольшом зале Московского музея современного искусства, около с выставкой номинантов. Всем претендентам и членам жюри, открывавшим получи и распишись сцене заветные конверты, предложили проявить свое отношение на один вопрос: не хуже кого нам пережить настоящее? Большая) часть разными словами говорили одно и так же: в настоящем надо просто коротать, а пережить стоит прошлое. Да некоторые формулировки стоят цитирования: «Время не возбраняется понимать как нелинейное, в такой мере что настоящим надо мерцать» (Григорий Брускин, вручавший награду в номинации «Научная работа»). Хозяин Мультимедиа Арт Музея Оля Свиблова, оглашавшая победителя главной номинации: «У нас пожирать право на мерцание в лоне прошлым и будущим. Я не живу настоящим, а убегаю ото него в будущее, которое (бог) велел представить, только зная прошлое». Отличились своими ответами пара номинантов. Альбина Мохрякова (дальнейший раз подряд победила в номинации «Молодой художник») от всего сердца призвала всех любить товарищ друга здесь и сейчас и дешевле «драться» в соцсетях в ходе художественных диспутов. Тирада Павла Отдельнова, одного изо претендентов на главный награда, была пронзительной. Художник напомнил, чисто его проект «Промзона» связан с химическими заводами его родного города Дзержинска, идеже трудилось три поколения предков Павла; и с целью него главным результатом стала ответ зрителей. Многие после посещения выставки обратились к своим родителям, бабушкам и дедушкам, с намерением узнать об истории страны с первых уст. «Сегодня я все сталкиваемся с таким страшным явлением, во вкусе узурпация памяти о прошлом, с попытками «выпрямить» историю, ратифицировать. Ant. отринуть одну «единственно верную» интерпретацию. Да мы с тобой видим это и в законах об искажении истории, и в борьбе с «Мемориалом», каковой был объявлен иностранным агентом. Я считаю сие недопустимым и утверждаю, в том числе моими красиво-историческими проектами, право получи и распишись собственную память и право в неотцензурированную историю. История без- обязана быть удобной. Ее нужно отслеживать, хотя бы для того, (для того извлекать из нее уроки и отнюдь не повторять ее ошибок». Салон поддержал художника аплодисментами.
Как-никак главную награду получил малограмотный Отдельнов, а Андрей Кузькин — следовать проект «Могильщики и герои», некоторый, впрочем, вторит высказанной Павлом мысли. Инсталляция, которая создавалась с 2016 лета, представляет собой памятник трагической истории страны, суммированный из сотен фигурок, слепленных с хлебного мякиша и облитых кровью художника, — безвинных жертв «государственной машины». Как бы то ни было, принимая награду, Кузькин жарко поддержал Отдельнова и, кажется, был косой чуть ли не сложиться с ним наградой. Приз в номинации «Молодой художник» достался вот и все проекту, пропитанному тревогой. В видео «Рой» очевидец видит молодых людей, которые исполняют «танец смерти». Таким образом подмалевщица ставит вопрос о законности привлечения к военным операциям конскрипт, исполняющих воинскую обязанность.
Кубок за лучшую научную работу — у Романа Осминкина, вслед за еще не опубликованную хартия «Коллективные формы художественного перформанса в России вводные положения ХХI века». Осминкин — однозначный, кто совершил свой арт-церемониал виртуально: он не пелена приехать на церемонию, из-за этого что его жена беременна и смотри-вот родит.
Словом, оммаж Премии Кандинского оказалась ярким событием, отвечающим актуальному настоящему, что большинство работ здесь изо прошлого и о прошлом. А победители сейчас хорошо известны в арт-среде, аж слишком, — Андрей Кузькин, возьмем, получает награду не в первоначальный раз. А потому кажется, фигли премия замыкается на себя, возвращаясь к одним и тем но героям арт-сцены. Другое произведение Премия Зверева. На этом смотре более малознакомых имен, неожиданных, поэтически-отвлеченных работ, чтобы и не столь остросоциальных, словно на Кандинском. Всего поощрили 14 художников, эдак что остановимся лишь нате главном победителе. Первый кубок получил 25-летний Евген Музалевский, родившийся под Самарой, а ныне проб в Германии. Евгений не успел приглядеться на московской арт-сцене, чтобы за его спиной что песку в море заметных проектов. Его продукт на выставке (ее позволено увидеть на «Винзаводе») — живописная абстракция, приправленная песней, которая красиво вместе с полотном. Христианской строчкой изо музыкальной «начинки» произведения и озаглавлена разработка: «И прости долги наши, вроде и мы прощаем должникам нашим…». Символично, хотя она тоже вписалась в общую наградную повестку — рефлексирование о настоящем сверх переживание прошлого.