Эрмитaж нaчaлся кaк чaстнoe сoбрaниe Eкaтeрины II. Пeрвoe сeрьeзнoe пoпoлнeниe случилoсь в 1764 гoду сaмoй сoбoй, нa чeтвeртoм гoду прaвлeния этoй умнoй и дeятeльнoй жeнщины: Рoссии в счeт дoлгa oтдaли 317 цeнныx кaртин с Бeрлинa. Рeмбрaндтa, Рубeнсa, вaн Дeйкa… Eкaтeринa «рaспрoбoвaлa» искусствo и увлeклaсь, a eщe пoнялa, чтo oнo мoжeт никак не только радовать глаз, да и быть полезным политическим инструментом. Стремясь прийти на подмогу престиж России и свою репутацию просвещенной монархини, симпатия начала собирать образцовые произведения искусства. В 1769-м, (пред)положим, выкупила собрание первого министра короля польского и курфюрста Саксонского Ага III – около 600 картин, внутри которых есть и Тициан. А путем пару лет оглушила банда невероятной выходкой: покупкой легендарного «Кабинета Кроза».
Так называли коллекцию Пьера Кроза, одного изо богатейших людей Франции с парадоксальным прозвищем «бедный». Пьер был дупелину богат, но не зажиточнее своего брата Антуана, какой-никакой так успешно торговал сахаром, табаком и рабами, ась? сделался самым состоятельным человеком своей страны. Иначе) будет то бы тогда вели показатель богатеев мира, он бы действительно вошел в десятку. Антуан вкладывал в фирма, а Пьер все тратил получай искусство. Он опекал художников и писателей, покупал картины и различные редкости. Он превратил свою загородную резиденцию Шато мол Монморанси в центр культурных собраний. Едва лет в разное время в особняке жили Ватто и Руссо.
Пьер Кроза собрал побольше 400 первостепенных полотен, возлюбленный же помогал пополнению коллекций короля и придворной знати. Спирт был первым популяризатором живописных искусств – симпатия публиковал художественные альбомы подо названием «Кабинет Кроза». По прошествии своей смерти меценат наказал отпустить редкие камни в пользу бедных художников. Нате аукционе ее выкупил феодал Орлеанский, спустя время буква коллекция попадет в Эрмитаж. Остальное разделили племянники, Водан из которых, большой книжник, барон де Тьер преумножил коллекцию. А при случае того не стало, Катюся II задумала выкупить лучшее сумма Европы одним махом.
Вопросом занялась небольшая пучок доверенных лиц – просветитель-эрудит Дени Дидро, его наперсник, издатель рукописной газеты «Correspondance» (которую читало чуть 15, но самых важных людей Европы) магнат Фридрих Мельхиор Гримм и лучший дипломат Дмитрий Голицын. Посредником выступил знатный адвокат и коллекционер из Женевы Франсуа Троншен. Купно им предстояло оценить произведения, улучить для императрицы лучшее и покрупнее. Переговоры были непростые, однако успешные для Екатерины – высокоценный груз надежно упаковал своими силами Дидро и отправил в Россию.
Как бы то ни было, сделку века многие и осудили. «Я вызываю настоящую нелюбовь в обществе, и знаете почему? Благодаря чего что посылаю вам картины. Вопят любители, вопят художники, вопят богатые… Императрица собирается приобрести съезд Тьера во время разорительной войны: вона что их унижает и повергает в смущение», – писал кант своей покровительнице. Однако русско-польская и русско-турецкая войны общей сложности скоро кончатся триумфом Екатерины, возлюбленная поставит на польский кресло своего бывшего любовника Гутя Понятовского и получит земли нате побережье Азовского моря. И довольно наслаждаться победой в окружении лучшей живописной коллекции Европы. Царица разместила работы в личных апартаментах дворца. Галерею назвала Музей, что в переводе с французского означает «место уединение».
Шедевры изо «Кабинета Кроза» остаются до сей день самой востребованной более или менее эрмитажного собрания. У каждого изо них – свое необыкновенное хранение и судьба. Остановимся на основных.