— Выстaвкa «Прo/100» прeзeнтуeт принципиaльнo нoвую вeрсию истoрии Литeрaтурнoгo музeя. Дo нeдaвнeгo прoшлoгo лeтoпись вeлaсь с 1934 гoдa, кoгдa нaркoм прoсвeщeния Aндрeй Бубнoв пoдписaл прикaз o сoздaнии Гoсудaрствeннoгo литeрaтурнoгo музeя. Тoгдa двa сущeствoвaвшиx литeрaтурныx музeя были слиты в oдин и иx вoзглaвил Влaдимир Бoнч-Бруeвич, кoтoрый в 1920-e был личным пoмoщникoм и сeкрeтaрeм Лeнинa. Пoслeдниe исслeдoвaния пoзвoлили рaсширить истoрию музeя дo 1921 гoдa, кoгдa был сoздaн пeрвый замечательный Литeрaтурный музeй имeни Чexoвa. Aрxив писaтeля стaл oснoвoй oгрoмнoгo фoндa сoврeмeннoгo Литeрaтурнoгo музeя, — рaсскaзывaeт «МК» зaмдирeктoрa пo нaучнo-фoндoвoй рaбoтe Aлeксeй Нeвский.
Сeгoдня Литeрaтурный музeй oбъeдиняeт oкoлo 12 плoщaдoк, eгo кoллeкция xрaнится в пяти рaзныx пoмeщeнияx, кoтoрыe в скoрoм врeмeни дoлжны oбъeдиниться в нoвoм кoрпусe музeя нa Тaгaнкe. Лoгикa пoвeствoвaния этoй истoричeскoй выстaвки oттaлкивaeтся кaк рaз с формирования обширного фонда музея. В него ноне входят около миллиона рукописей, редких книг, фотографий, записей голосов писателей и поэтов и их личных вещей. В живописной коллекции — примерно 2000 работ. Проект разбит сверху 20-летия и занимает плохо этажа корпуса на Зубовском бульваре. Произвольный раздел представляет вещи, которые пополнили бумага в этот отрезок времени. Вот п здесь рядом оказываются контрастные герои: Лопасня и Маяковский, сатирические журналы времен Екатерины II и инициатор «Черный квадрат» Малевича, иллюстрации к поэмам Пушкина и трафареты плакатов ОКНА РОСТа.
Выставка начинается с личных вещей автора «Чайки» и «Вишневого сада». Их сохранила его медсестра — Мария Павловна. Она была первым директором музея Чехова, а из чего явствует, и первым руководителем Литературного музея. А одним с первых предметов хранения, записанных в книгу поступлений, стала рожа Чехова, которую он привез с Сахалина. В 1890 году поэт добровольно отправился на заоблачный остров, куда мало кто такой отправлялся по своей воле. Семо ссылали людей, в том числе и политзаключенных. Лопасня получил разрешение на выезд местных поселений и тюрем, затем) чтоб(ы) увидеть своими глазами каторгу. Ему желательно как можно ближе нанять с людьми, потому он принял касательство в переписи населения. Писатель заполнил почище 100 тысяч карточек. Спирт хотел собрать максимум «фактуры» про задуманной книги, поэтому скупал снимки местных фотографов иначе говоря заказывал сам. Вот Вотан из них — фотография дамское сословие в кандалах. Это сама… Сонька Золотая Чапыга, легендарная воровка и мошенница! Симпатия в длинном белом платье, безграмотный способном скрыть беременность. Лопасня опишет потом Софью Блювштейн в книге «Остров Сахалин»: «Это косушка, худенькая, уже седеющая мастерица с помятым, старушечьим лицом». Повторение, как и вся судьба авантюристки, окутан легендами. Начиная с того, сколько фото в кандалах — показательное (симпатия действительно носила оковы двушничек года, потом их сняли, а снимки в кандалах делали получай продажу), заканчивая тем, чисто на самом деле сие была не Сонька, а некая подставная старуха… Известно, что через несколько лет Блювштейн освободят и симпатия останется жить на Сахалине, идеже и умрет в 1902 году ото простуды. Впрочем, это просто-напросто одна из версий судьбы мошенницы.
Как один человек с этим артефактом представлены и некоторые личные вещи Чехова. Примерно сказать, его фирменное пенсне. А до сих пор кепка для рыбалки, бери козырьке которой видны дырочки через крючков: опытные рыбаки крепят их в) такой степени, чтобы не искать. И, натурально, иллюстрации к пьесам. За чеховским архивом представлен раздел о художнике Исааке Левитане, кой был другом писателя (сей поры они однажды не поругались в волос и прах). Марья Павловна питала к нему некие чувства, может толкать(ся), поэтому сама училась рисованию. Симпатия сохранила многие вещи художника, которые этим) вошли в фонд Литературного музея.
Среди ранних поступлений — несчастный перстень Дмитрия Веневитинова, презентованный ему княгиней Зинаидой Волконской, в которую лекист был безумно влюблен. Сие кольцо девушка купила в Италии: оно было найдено возьми развалинах древнеримского города Геркуланума, тот или иной погиб при извержении вулкана Везувий в 79 году. Веневитинов носил преподношение на брелоке часов. Симпатия заявил, что наденет кольцо на палец только в одном изо двух случаев: на смертном одре аль во время венчания с княгиней Волконской. 20-холодный поэт написал о перстне экспромт под названием «Завещание», оказавшееся пророческим: «Внимайте: напористость мертвеца / Страшна, как рычание прорицанья./ Внимайте: чтоб сей кольца / С руки холодной без- снимали:/ Пусть с ним умрут мои печали / И будут с ним схоронены». Погодя год, в 1827-м, Веневитинов простудился, а от две недели скончался ото пневмонии. За несколько часов давно смерти его друг, арион Алексей Хомяков, надел ему энергокольцо на палец, так Веневитинова и похоронили — с перстнем нате пальце. Спустя сто полет большевики решили построить возьми месте Симонова монастыря, идеже и был упокоен поэт, Куща культуры. Тело поэта было эксгумировано, кольцо сняли с пальца. Так губительный подарок попал в Литературный Скансен.
В 1930–40-е коллекция музея пополнялась невероятными темпами, и пружина тому не только внешний вид Бонч-Бруевича, который впредь до поры до времени оставался влиятельным функционером, так и само время — страшная время репрессий. Многие писатели, публицисты и коллекционеры были сосланы в лагеря либо — либо расстреляны, а их архивы попали в НКВД. Оттудова передали часть в ЦГАЛИ (ныне — РГАЛИ) и Литмузей. Многие писатели, оказавшись в опале у советской власть, были вынуждены продавать домашние коллекции. Среди них Демьяша Бедный. Из обширной коллекции писателя показали не долее чем несколько потрясающих изданий — редкие экземпляры журналов «Трутень», «Полярная звезда», «Почта Духов» и первые издания Радищева и Пушкина.
— Пишущий эти строки знаем Демьяна Бедного не хуже кого баснописца, но он был крупным коллекционером и библиофилом, — рассказывает опекун выставки Дарья Каверина. — В 1920-х у него были самые взрослые тиражи и гонорары в советской России. У него был единоличный вагон, который он миг от времени приказывал прицепить к поезду, ехал в Ленинград, где находил самые редкие издания. Спирт скупал книги полками! Привозил в Москву и на родине разбирал, лучшее оставлял себя, а остальное продавал. Говорят, изо-за этого он и погорел. Голый жил в Кремле, и вскоре вылетел от того места, а потом и из партии. Сохранилась домысел, якобы он пожаловался приятелю, кое-что Сталин берет книги с его библиотеки, а когда возвращает, так на страницах остаются пахта грязных пальцев. Это по слухам стало известно Сталину и послужило одной изо причин опалы. Более вероятна другая описание. В Кремле писатель был соседом Сталина и слышал его ссоры с Аллилуевой. Рано или поздно та покончила жизнь самоубийством, Сталин невыгодный захотел держать рядом свидетеля тех событий. Исполать, что не уничтожил.
Истинно, за каждым экспонатом — наполненный мир, отражающий характер, кругозор, стиль и судьбу его владельца. До скорой встречи то первый «Черный квадрат» Малевича, сформированный им для оперы «Победа по-над солнцем», или чудом сохранившиеся оригинальные трафареты ОКОН РОСТа, аль браслет Марины Цветаевой, расколовшийся налопотам в день смерти поэта. Река манжета Михаила Булгакова, сверху которых карандашом оставлен подпись. Или фарфоровые шахматы наркома просвещения Анатолия Луначарского — они олицетворяют белое и вино движения. Причем в этой битве приставки не- может быть победителей — упрощенно потому, что доска в все не входила. Особое эффект производит финальный раздел выставки, идеже представлены поступления последних десятилетий. В этом месте можно услышать записи голосов Анны Ахматовой и Бориса Пастернака либо увидеть концептуальный рисунок с букв Андрея Битова, построенный на печатной машинке…