В Театре наций разыграли последний сценарий Геннадия Шпаликова

Эту рaбoту oдин изо лучшиx сцeнaристoв-шeстидeсятникoв Шпaликoв нaписaл в дaлeкoм 1974-м нeзaдoлгo дo смeрти. Нo нaчaлo eгo — пo aтмoсфeрe, oписaнию прирoдныx явлeний — кaк изо сeгoдняшнeгo дня. «Пущай прoлoгoм этoй истoрии будeт тo, кaк рaнo утрoм пo свeтлым, снeжным, дoждливым улицaм дeти идут в шкoлу» — важно гoлoс в чeрнoм прoстрaнствe Мaлoй сцeны, всeм пoxoжeй нa кинoпaвильoн. A зa eгo стeнaми — и снeг, и дoждь, и никaк нe задремать. Кaк пoeтся в oднoй сoвeтскoй пeснe. Иx зa двa чaсa сцeничeскoгo дeйствия прoзвучит нeмaлo, причeм в aутeнтичнoй зaписи. Прoслушaв иx, зритeль eщe рaз вздoxнeт o тoм xoрoшeм, чтo былo в сoвeтскoм прoшлoм — oнo жe былo!

— Зaспaнныe eщe, в свoиx зaбoтax. С пoртфeлями, рaнцaми, в рaсстeгнутыx пaльтишкax аль aккурaтныe, oсoбeннo дeвoчки — прoстo жeнщины мoлoдыe, в цвeтныx кoлгoткax, и дaжe шкoльныe плaтья у ниx крошечку вышe колен… — артисты раскладывают текстовка сценария на шесть голосов. Они разыграют распоследний шпаликовский сценарий, который чисто раз из разряда того самого хорошего с нашего прошлого.

Действительно, будто умели в СССР, так сие делать отлично сбитые сценарии про кино. Вот Геннадий Шпаликов — сие лучший сценарий о Москве («Я шагаю до Москве») и не всего-навсего («Застава Ильича», «Я уроженец из детства», «Твоя милость и я»»), сие лучшие песни («Ахти ты палуба, палуба» и др.). Сюжетные, честные, в меру циничные, только непременно с той долей романтизма, которая и цинизм сводит получи нет и добавляет юмор кто хочешь ситуации. Даже трагической.

А в его сценарии «Прыг-прыгнуть, обвалился потолок», эксцесс складывается весьма драматичная. По существу, сам автор предпослал в качестве уточнения — «напасть сильной женщины». А гляди и она — Аня, метельщица и слесарь-сантехник в одном лице. Власы прямые на косой раздел, одета просто, в общем, с простых. У нее дочь — Аксюня 11-ти лет. Предподростковая суверенность в характере, самостоятельная — все в мать. Их муж и папа Юра — мужик таковский нормальный, на все растопырки. Выпивает, может врезать, а по делу. Его золотыми руками пользуются весь век, кому не лень, и хотя (бы) деньги не всегда платят. Во с этих долгов и начинается невзгода в простой московской семье.

Хоть бы ничто плохого не предвещает, а бесцельно — снежок, дождливые улицы. Мама ведет дочь в бассейн, и вслед за тем совершенно случайно и неожиданно они попадают нате съемки какого-то сюжета в целях программы новостей. Может, ажно и программы «Время». В бассейне, верно, нет воды, он обозначен розовыми и голубыми шариками с пенопласта, нанизанными на якорная цепь. Вот водные дорожки и готовы. В них с упоением размашисто гребет Ксенюша, а Аня, как настоящая источник, хочет гордиться дочерью, вследствие того устраивает всё так, в надежде она с дочкой «попали в лицо». Это ей абсолютно удается.

— А песню созревать можно? — спрашивает симпатия ошалевшего от ее напора режиссера, и получи и распишись мотив знаменитой «Я люблю тебя, долгоденствие» речитативом выводит стихи собственного сочинения: «Я люблю тебя, боярышня…»

Фото: Ира Полярная/Американка-служба Театра Наций.






А в сие время ее любимый мужчина Юра в гараже пытается разобраться с интеллигентного вида человеком — оный не хочет платить после работу, которую несколько месяцев делал Юра.

— Неужли нет денег. Ну неоткуда взять.

Юра окажется вторично добрее, чем представлен в начале повествования, и дебитор с супругой (он в очках, симпатия с пучком) вместе с ним перекочуют в квартиру к Юре, идеже выпьют не по-детски. И идеже их, вернувшись из бассейна, обнаружат Аня с дочкой. Короче делов-то, казалось бы — черновичок привел в дом чужих людей, они нехило посидели, но силы неважный (=маловажный) рассчитали. А жена хозяина квартиры, сильная подросток, решила показать силу характера — непрошеных гостей стала загибать, а на мужа… милицию вызвала. А спутник жизни не сдержался — руками стал качать, вот милиционерам и досталось. А тетя при исполнении.

Обычный бытовой оказия, однако Юру увезли в створ, и, сколько одумавшаяся вскоре Аня ни пыталась оттеда забрать заявление на мужа, его отправили по первости в Бутырку, а потом — в первая инстанция, который вынес приговор — время тюрьмы. В общем, прыг-прыг-скок, и век воли не по всей видимости. Жена рвет на себя волосы, что мужа ни из-за что посадила, дочь в контрах с матерью, оттого-то что отца любит и проживать без него не может. (то) есть, впрочем, и мать, которая равным образом мужа любит, но, сглупив, себя и ему поломала жизнь возьми целый год. А может, и для всю жизнь.

Такая чисто история у Шпаликова, насыщенная сюжетными поворотами… Рассказ одновременно ведется от лица всех участников этой истории — их бессчетно. Легкость, с какой режиссер Марися Брусникина разводит текст объединение персонажам и выстраивает в павильоне мизансцены, вызывает восторг. Она оставляет даже авторские ремарки — (на)столь(ко) они хороши и важны интересах постановки. Стремительность событий лишена поверхностности, скольжения, каким-так удивительным образом дает глубину. И разворачивающейся сверху наших глазах истории, и характерам…

Истории мало-: неграмотный внешней, а внутренней, истории чувств — их сохранения неужели гибели. А еще истории любви, которая проходит разложение чьей-то неосторожностью, самонадеянностью, в конце концов, глупостью, после которую надо платить по части счетам. Наконец, история отношений, которые изо самых обычных, обыденно семейных сразу становятся осознанными.

Фото: Ира Полярная/Бульдозер-служба Театра Наций.






Три артиста — Дарёша Калмыкова (актриса кино), Артем Быстров (МХТ им.Чехова) и Алексюха Урсуляк (Пушкинский театр) играют только лишь главные роли, трем остальным отданы с первог по нескольку персонажей. Артем Тульчинский, Рустам Ахмадеев и Даря Ворохобко создают вокруг главных героев осязание бурлящей жизни города. Так делают это совсем никак не формально — каждый персонаж запомнится.

Удивительное ремесло, но практически все актерские работы — сие открытие. Дарья Калмыкова, которая и согласно сериалам, и по прежним работам в «Табакерке», идеже она служила, известна с лишним как просто хорошенькая тетенька, здесь раскрылась как серьезная драматическая дублерша. Не побоялась быть некрасивой, глуповатый, смогла показать глубину характера. Тем больше, рядом со своей сценической дочерью — мощной актрисой Александрой Урсуляк. Точно по фактуре та совсем мало-: неграмотный травести, но ее 11-летнее устроение — ребенок (по возрасту ажно не подросток) с поступками взрослого человека.

Трескать (за (в) обе щеки) три кульминационные сцены, идеже герои Урсуляк, Калмыковой и Быстрова существуют держи высоком эмоциональном пределе. И порнограф Брусникина не боится открытой эмоции, умеет беда тонко, будто каллиграфическим пером, исключать подобные сцены, чтобы ни вскрик, ни истерика не исказили того настоящего, отчего заложено автором в сценарии и который играют артисты. А заложена в нем человеческая долголетие — такая, какая питаться — объемная, не плохая и невыгодный хорошая… И люди такие но, а не плоские носители надуманных скучных концепции.

Фигли еще замечательно умеет созидать Брусникина, так это собрать на сцене атмосферу. Снежок, дождь, другие погодные явления, о которых якобы герои, как будто незримо присутствуют после этого. Но точно передано и дата — в простых, совсем маловыгодный стильных костюмах (художник Полюня Бахтина), но материал, изо которых они изготовлены (сговорчивый, крупной вязки трикотаж), говорит об отношении постановщиков к этому времени.

Снимок: Ира Полярная/Пресс-должность Театра Наций.






Эмоциональную окраску добавляет блуграс (оформление — Артем Тульчинский), которая посерединке собой связывает советские песни, А надо ними время не непреодолимо. И главное, что сочинения Евдения Крылатова, Александра Зацепина бесцельно органично пришлись к истории, а и и сочиненной Шпаликовым почти 50 парение назад, но которая ничтоже сумняшеся может случиться сегодня. В каждом московском доме, в каждой московской семье. Тогда отношения между людьми с 1974 лета, когда в помине не было никакого интернета, чего (не хватает изменились. А с его появлением, наверное, окончательно запутались в соцсетях.

И в конечном итоге, последнее: «Прыг-прыгание», хотели того постановщики спектакля река нет, в финале может расшевелить чувство давней вины родителей раньше детьми и выросших детей пред вдруг постаревшими родителями. Премьерный действо бередит память. Тут должно быть осторожным.

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.