Вoзмoжным кaндидaтoм нa глaвную рoль в свoeй дeбютнoй кaртинe, к съeмкaм кoтoрoй oн приступил в 1963 гoду, рeжиссeр и писaтeль Вaсилий Шукшин считaл Влaдимирa Высoцкoгo.
Oни были к тoму врeмeни дoвoльнo близкo знaкoмы. Нe рaз встрeчaлись нa дружeскиx пoсидeлкax в знaмeнитoй квaртирe «нa Бoльшoм Кaрeтнoм».
Пo xaрaктeру свoeму, пo «oргaникe» намеченный знaмeнитый сoвeтский бaрд oчeнь пoдxoдил к типaжу глaвнoгo гeрoя фильмa – aлтaйскoгo шoфeрa Пaшки Кoлoкoльникoвa. Нaчинaя рaбoту надо картиной, Василий Макарович инда пригласил Высоцкого сделать фотопробы. Зато в итоге все-таки нашел выбор в пользу другого актера – Леонида Куравлева, образ. Ant. внутренний мир которого показалась Шукшину больше подходящей к задуманному образу.
Что объясняют некоторые биографы Высоцкого, узнав, кто именно «перешел ему дорогу», Влад Семенович не стал работать попыток переубедить режиссера. Во всяком случае он понимал, что Куравлева с Шукшиным связывает еще давняя крепкая дружба. А универсалия «друг» для Высоцкого было клянусь священным, оправдывающим фактически любые действия.
Действительно, Василий и Леонид подружились, опять будучи студентами ВГИК. Шукшин хоть снял Куравлева в своей дипломной короткометражке «Из Лебяжьего сообщают».
Гляди и теперь, несколько лет погодя, Василий Макарович все-таки отказался через кандидатуры Высоцкого (тот, слыхать бы, показался ему для фотопробах чересчур «городским» человеком во (избежание персонажа «водилы» из алтайской глубинки). И предпочел ему Куравлева.
Лёся к тому времени уже снялся в нескольких фильмах, да роли оказались достаточно «проходными». Крошечки иной «калибр» получился, по причине шукшинскому фильму. Именно чрез (год) этой картины Леонид Куравлев «проснулся знаменитым».
Тем не менее, было у актера несколько «противопоказаний», которые могли бы написать крест на его участии в съемках.
На первом месте из них – «административное». Куравлевские пробы мало-: неграмотный понравились худсовету киностудии им. Горького, держи которой запускался В. Шукшин со своей новой картиной. Да молодой режиссер показал неординарный упорный сибирский характер и сумел весь-таки переубедить «мэтров» и вырвать на одобрении этой кандидатуры.
Но вторую проблему отрегулировать в кабинетном споре было уж невозможно. Будущий экранный дальнобойщик-профессионал вообще не умел в в таком случае время водить машину!
О книга, как удалось решить эту «техническую» «загвоздку», корреспонденту «МК» в свое година удалось узнать у самого Леонида Вячеславовича.
Трансформатор признался, что после того, вроде его утвердили на главную круг обязанностей, пришлось срочно осваивать водительское наука.
«Первые уроки мне давали водители с киностудии им. Горького, – рассказал Куравлев. – По-под их строгим руководством я начал осваивать менеджмент тем самым грузовиком Метан-51, на котором предстояло сниматься в эпизодах фильма. Ездили раньше по территории студии, следом в городе… Правда, выбирали самые пустынные улицы. Обучение продолжилась, и когда выехали держи натуру – в район Горно-Алтайска. В результате ми все-таки удалось окончательно удачно изобразить в кадре заправского шофера Пашку…
По малом времени я так вжился в образ, таким (образом привык к работе за баранкой, почто даже вызвался – по молодости! – лично исполнить опасный трюк: в сцене, егда мой герой выводит с нефтебазы загоревшуюся трехтонку. При всем том Василий Макарович Шукшин муж молодецкий азарт охладил: «Давай, Леня, мало-: неграмотный будем рисковать!» Так что-нибудь вместо меня тот дело совершал дублер – один с «матерых» алтайских водителей… А компетенция водительские я получил уже позднее».
Захватывающе, что для создания пока еще более колоритного образа аминь народного героя – «своего парня» Пашки Колокольникова, Шукшин придумал пополнительный штрих: попросил Леонида Куравлева немножко заикаться в кадре. Это получилось у того яко органично и «вкусно», что позже члены комиссии Госкино, принимавшей мультипликация «Живет такой парень», ажно поблагодарили режиссера за так, что он «мастерски использовал естественный недостаток артиста Куравлева – заикание».