Eсли бы тaкиe экспeримeнтaтoры, кaк Сeргeй Курexин и Всeвoлoд Мeйeрxoльд, пoбывaли нa этoм вeчeрe, oни, нaвeрнякa, oстaлись бы пoд впeчaтлeниeм, кaк и всe зритeли этoгo музыкaльнoгo сoбытия. Нaзвaниe фeстивaля, oчeвиднo, oтсылaeт к oбoим клaссикaм рaзныx эпox – и к лeгeндaрнoму прoeкту лeнингрaдскoгo музыкaнтa-aвaнгaрдистa, и к тeaтрaльнoй тexникe рeжиссeрa, гдe вaжны ритмичнoсть и тoчнoсть кaждoгo движeния. Нынeшняя «Биoмexaникa», сущeствующaя с 2015 гoдa в видe кoрoткoгo фeстивaля, кaжeтся, ушлa eщe дaльшe – впeрeд, в будущee.
Открылся завершающий вечер авангардной музыки сольными выступлениями. Цвет задал скрипач Даниил Коган – преемник знаменитой музыкальной династии. Дьявол исполнил одно из самых изящных и элегантных сочинений французского композитора Пьера Булеза «Anthemes 2», написанное приближенно, будто бы исполнитель играет в «звучащие шатранг» сам с собой.
Электроакустическое вещица построено на противостоянии – скрип здесь разделяется надвое и спорит самовольно с собой. При этом в нем кого и след простыл беспокойства, это очень гармоничная и стройная херовина. Заметим, что Булез был одним с первопроходцев нового звучания классических инструментов. В 1970-м его начинания поддержал Жорж Помпиду: с через президента Франции композитор и плеймейкер основал подземную студию – лабораторию новой музыкальной композиции и ее исполнения, позже получившую всемирную славу.
Скрипичный задняя часть подготовил публику к еще больше экстравагантным соло. Следом вслед Коганом на сцене появился баянист Ведя Пеунов и сыграл музыку другого француза, молодого композитора Орена Боне, которая отличается динамикой и контрастными штрихами.
В следующее уединенно включилась технология мультимедиа. Виолончелистка Иулия Мигунова играла произведение кореянки Янг Сонг «Phoenix Eye, Dragon Eye», которое перед никогда не слышали в России. Первая приём композиции исполнялась на лежачей виолончели, устойчиво-накрепко прикрепленной к столу. Получи экране можно было испытать, как виртуозно двигаются щупальцы Юлии. Причем, изображение рук получи дисплее то транслировалось онлайн крупным планом в цвете, так утраивалось, превращаясь черно-белое, так показывалось с задержкой. Словом, авангардное журчание соединилось с визуальной концепцией шибко органично.
Но настоящий свершение произвел альтист Сергей Полтавский. Возлюбленный, кстати, играет еще и в виоль д'амуре – старинном струнном инструменте, какой-нибудь был предтечей альта. Полтавский исполнял всё фантастическую мультижанровую вещь немецкого композитора Сашуля Шуберта – «Секира выбора». Шуберт известный своими сенсорными композициями, идеже сочетаются различные стили – такие, сиречь хардкор, фри-джаз, популярная электронная медляк, техно.
Одно движение смычком в воздухе – и в соответствии с залу эхом разнесся громоздкий. Ant. плоский и напряженный звук, который тута же отразился на большом экране – белыми волнами, парящими в черной пустоте. Всё ещё один взмах — смычок врезается в инструментарий, и звук растекается громовыми раскатами сообразно залу.
Каждое оживленность музыканта отзывалось звуками и проявлялось сверху экране абстрактными изображениями. Со временем концерта Сергей раскрыл «МК» закрытое дело: на его смычке установлен управляющее устройство движения, который чутко реагирует бери каждую манипуляцию. Его живое речь (впрочем, как и у других исполнителей) дополнялось электронными отзвуками, ради которые отвечала команда «диджеев», чего сидели в первом ряду из-за несколькими компьютерными пультами.
Закачаешься втором акте вечера выступил гамелан – ансамбль солистов «Мастерская новой музыки», внутри которых был и один изо организаторов фестиваля Николай Попов. Мимоходом, музыковеды считают Попова и его товарища, второго автора «Биомеханики» Сашуля Хубеева, одними из самых выдающихся и оригинальных композиторов нашего времени в России.
В коллективной части музон будущего взяла разгон и достигла апофеоза. Стон, изображение, световые эффекты, документ (в одном из сочинений звучали авангардистский белый стих) – весь век работало вместе, на раскрытие сознания. В финале музыканты превратились в роботов: в кругу игрой они вдруг «зависали» и начинали ограждать, как заевший механизм, а дальше снова играли, подражая четким движениям машин. А рано ли прозвучал последний аккорд, у них будто бы села батарейка. Словом, слуховой спектакль о путешествии в будущее был отыгран держи «отлично». Зрителям потребовалась окно, чтобы вернуться в этот окружение из фантастического аудио-путешествия, и завязаться аплодисментами.