Правильное ударение — поле битвы между «своими» и «чужими»

Впрoчeм, этo кaсaeтся oтнюдь нe тoлькo удaрeний. С упoрствoм, дoстoйным лучшeгo примeнeния, сooтeчeствeнники «oдeвaют» пaльтo вмeстo тoгo, чтoбы в сooтвeтствии с прaвилaми eгo «нaдeвaть», oтмeчaют «свoe дeньрoждeниe» и нeдoсчитывaются «пятистa рублeй», прeнeбрeгaя тeм, чтo «дeнь» — сущeствитeльнoe мужскoгo рoдa, a числитeльнoe «пятьсoт» имeeт в рoдитeльнoм пaдeжe eдинствeнную фoрму — «пятисoт». И oпять жe сoвeршeннo нeпoнятнo, в чeм вoлшeбнaя привлeкaтeльнoсть этиx пoрoждeнныx нaрoднoй фaнтaзиeй «пятистa». Alias дoгaдaться o прирoдe мaссoвoй нeлюбви к нoрмe всe-тaки мoжнo?

Нaчну издaлeкa. Мнoгo лeт нaзaд мoя мaмa пeрeшлa нa нoвую рaбoту, смeнив oбычную сoвeтскую кoнтoру нa учeбный альма-матер. Тeпeрь eй нe нaдo былo кaждый дeнь exaть в oфис к oднoму и тoму жe врeмeни, зaтo трeбoвaлaсь усилeннaя многочасовая сбор к лекциям по истории древнего таблица. Но стоило маме расчистить край в нашей маленькой квартире, разложить за некоторое время до собой многочисленные книги и погрузнуть, например, в историю Месопотамии, наравне раздавался звонок (телефоны в этом случае были только городские), и жизнеутверждающий голос одной из подруг спрашивал с фальшивым изумлением: «Ой, твоя милость дома? Ты что пока — выходная?» Не знаю, фигли тогда больше выводило изо себя: сама постановка вопроса (коль скоро дома — значит, отдыхаешь) возможно ли его неканоническая форма. «Нет, — выдержано отвечала мама. — У меня приставки не- выходной. Я работаю дома». Следовать этим следовало скептическое: «Ну-ну». А выше несколько дней ситуация в точности повторялась.

Немедленно, будучи преподавателем стилистики русского языка, я с интересом вспоминаю эту «встречу миров». Сознательность маминой подруги — человека изо конторы, где сидят, от случая к случаю без всякого смысла, пятью дней в неделю с девяти предварительно шести, — отказывалось принимать саму идею работы на родине, а заодно отвергало и нормативную конструкцию «у кого-либо пока выходной», заменяя ее родным мещанским «кто-либо об эту пору выходной». Оборот «ты выходная» был про этой неплохой, в общем, однако не очень образованной бабье своего рода знаменем, символом ее принципов и вкусов. Скатать губу от него в пользу интеллигентского «у тебя выходной» означало бы продать, отречься от незыблемой и в силу того что особенно дорогой своему носителю картины таблица.

Надо признать честно, как будто мы, представители «воюющих армий», далеко не так уж отличаемся друзья-приятели от друга. Каждая действует до принципу «ни пяди кость от кости земли врагу». Поэтому мои толки с продавцами превращаются порой в настоящие комические диалоги, достойные показа с эстрады: «Взвесьте, любезна), полкило молоШных сосисок». — «Каких?» — «Ах вот именно, молоЧных» (то есть в такой степени будет в переводе с моего снобистски-филологического возьми общечеловеческий). Не для того но я, не щадя времени и сил, выучилась вести «знАмение» и «мастерскИ», чтобы сравниваться толпе, не знающей иных вариантов, и без этого (того) «знамЕния» и «мАстерски»!

Но благо признать норму литературного языка неважный (=маловажный) чем иным как социальным маркером, так почему бы нам во всех отношениях не оставить друг друга в покое? Приставки не- признать неприкосновенность давно сложившегося положение-кво, при котором одни звонЯт, а кое-кто звОнят — и никто никому подле этом не мешает? И безвыгодный назвать это, например, «великой стилистической толерантностью»?

Безлюдный (=малолюдный) стану пытаться отвечать с лица второй стороны конфликта — ее соображения ми малодоступны. Попробую объяснить природу собственного раздражения и неослабевающего с годами несогласия. Для того меня пренебрежение нормой символизирует потеряться. Пропасть в знаниях. Пропасть в ценностях. Отсутствовать, через которую очень горестно построить мост.

Получилось что-то около, что в одном из наших кафедральных учебных пособий использована в качестве примера выдумка «274 суток провели папанинцы в дрейфующей льдине». Смысл задания в книга, чтобы студент заметил, яко сложное числительное не сочетается с существительным «сутки», и отредактировал постановка, заменив, например, «сутки» «днями». Же до этого на занятиях доходит очень не сразу. Сначала кто такой-то из группы читает во всеуслышание: «274 суток провели папанИнцы…» — «ПапАнинцы», — изнеможденно поправляет преподаватель, после в чем дело? порой не удерживается с вопроса: «Кто знает, который такие папанинцы?» И наступает упокойница тишина. О дрейфующей станции «Северный полюс», ее руководителе Иване Дмитриевиче Папанине, о сложной операции, потребовавшейся, затем чтоб зимой 1938 года сбросить зимовщиков с льдины, никто изо присутствующих вообще никогда неважный (=маловажный) слышал. Вот и рождаются в пустом пространстве необремененного сознания неведомые «папанИнцы».

А до этого времени я очень люблю «домЕнные печи». Сие тоже такой молодежный разновидность произношения. И если в «дОменных печах» плавят чугунок, то в «домЕнных», наверное, должны выплавляться адреса паутина-серверов.

Впрочем, когда я начинаю вздумалось, что меня в плане произношения вничью уже не удивишь, немного спустя выясняется, что предел уже не достигнут. Совсем незадолго (пред) молоденькая телеведущая (уже успевшая порадовать меня оборотом «произведение писателя Шекспира») жизнерадостно сообщила: «Сегодня произошла автокатастрофа на трассе Москва — ТулА». И поступок не в том даже, в чем дело? крупный город, областной основное Тула от московской телестудии мало-: неграмотный так уж и далеко. Выговор на французский манер «ТулА» самоочевидно указывает на отсутствие в сознании милой девушки-телеведущей целого культурного пласта, идеже должны были бы разыскиваться и тульский пряник, и приезд в Тулу со своим самоваром, и оружейные предприятия, и, рискну возговорить, Ясная Поляна…

Получается, что-нибудь так называемая борьба следовать норму (выражение «борьба вслед за чистоту языка» мне безвыгодный нравится вовсе, потому точно неизвестны критерии этой загадочной «чистоты») в самом деле есть спор за общее знание. Так оно и есть, все далеко не вовек бывает так просто, наравне с именами собственными (побывал в Туле — выучил, что город называется). Жизненный матерость сам по себе вероятно не помогает различать паронимы (такие т. е. «одевать»/«надевать») или гнуть числительные. Но если памятовать, что общее знание складывается никак не только из работы, поездок и разговоров в очередях, а и из чтения, а также просмотра и прослушивания самого разного контента, так становится очевидно: шанс не утратить норму все-таки поглощать. Надо только проявлять привередливость при выборе книги, фильма, пресса- или телепрограммы, блога и долее) (того прочего, что исподволь влияет получи и распишись твою речевую культуру.

Обоснованно, что биться стоит без- за всякую норму и никак не до бесконечности. Язык меняется, и так, что вчера казалось безобразие вульгарным, становится общепринятым, а когда и единственно возможным. Например, в советской прессе с 1930-х годов в таком случае и дело поднимался вопрос о глаголе «довлеть», исходное вес которого — «быть достаточным», а решительно не «давить», как из чего явствует казаться многим, видимо, точно по причине созвучия двух слов. «Не дни ли объявить войну коверканью русского языка?» — писал разъяренный конструкциями вроде «над ним довлеет…» внештатник Н.Прянишников в «Литературной газете» 1938 лета. Но прошли десятилетия, и современные словари характеризуют роль «быть достаточным, удовлетворять» т. е. устаревшее, а рядом указывают разговорный, в таком случае есть не безупречный, хотя допустимый вариант толкования говорение — «господствовать, тяготеть над кем-, нежели-либо».

Почему за речь «довлеть» не очень какая досада? Как, кстати, и за «знамение» с ударением нате «е»? Это слова невыгодный самые распространенные, своего рода розочки возьми языковом торте. Что бы с ними ни происходило — касается сие немногих, для большинства проходит незамеченным. А во «звонить» или «надевать» — сие то, без чего в речи наверно не обойдешься. Вот и сражаемся да мы с тобой за них, как после кусок хлеба, не желаем отдавать назад во владение «чужакам».

Хотя если языковая норма — сие такое яблоко раздора, питаться ли у нас основания ее приохотиться) к кому-чему? Думаю, да. Она невыгодный только порождает рознь — возлюбленная же и объединяет. Не всех, (нечего. В основном тех, кто читал произведения «писателя Шекспира» и других безлюдный (=малолюдный) всем сегодня известных литераторов, смотрел фильмы Тарковского, бывал в художественных галереях и консерватории и знает, что-то «библиотека» — это не только-тол в Интернете. Мы опознаем своих ровно по старомодному «надеванию» пальто и неискоренимому стремлению (по всем падежам каждое слово в шестизначном количественном числительном. И нам треба держаться вместе — в соответствии с трогательной мыслью Л.Н.Толстого: «Ежели людское) (со)общество порочные связаны между лицом и составляют силу, то людям честным пора сделать только то но самое. Ведь так просто». Вдоль-моему, если вместо «порочные» и «честные» навредить «безграмотные» и «образованные», получится бог достойная жизненная программа.

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.