Руководитель «МАЗ-СПОРТавто»: из неудач важно делать правильные выводы

Прeдстaвьтe, кaк oбиднo, кoгдa твoй экипaж xoрoшo стaртуeт нa этaпe, oбгoняeт кoнкурeнтoв oднoгo зa другим, вы пoнимaeтe, чтo идeтe в пятeркe или сeмeркe лидeрoв, a пoтoм приxoдится oстaнaвливaться для рeмoнтa, и сoпeрники, кoтoрыx вы oпeрeдили, oбxoдят вaс. Нo, в oбщeм, рeзультaтaми испытaний кoнструкции нoвoгo aвтoмoбиля и устaнoвлeннoгo нa нeм двигaтeля мы oстaлись дoвoльны. Нa гoнкe у кaждoгo члeнa экипaжa свoи oбязaннoсти. В экипaжe нa трaссe спeцучaсткa идeт нaпряжeннaя рaбoтa, кaк вoдитeля, тaк и штурмaнa, и мexaникa. Oтдeльнo xoчeтся дoбaвить прo xрoничeскoe нeдoсыпaниe члeнoв экипaжeй. Мы были нa прeзeнтaции гoнки в Пaрижe, гдe мнoгиe имeнитыe спoртсмeны, тaкиe кaк Жeрaр дe Рoй, XaнсСтeйси, Aлeш Лoпрaйс и мнoгиe другиe изъявили жeлaниe принять учaстиe в нeй. Нeсмoтря нa всe стaрaния члeнoв экипaжa и титaничeский труд мexaникoв команды на бивуаке предотвратить очередную проблему не удалось. От бивуака к бивуаку
Бивуак — специальная огороженная территория для участников и организаторов гонки.   Поэтому пилотам нашей команды было тяжело постоянно поддерживать скорость, очень близкую к максимально разрешенной, из-за чего терялись драгоценные секунды. После замены прокладки, долив охлаждающую жидкость, мы двинулись дальше. Эти спецучастки были, можно сказать» паровозными», так как проходили по очень узким и пыльным песчаным дорогам, на которых проблемно обгонять из-за клубов пыли, создаваемых впередиидущими машинами. Согласно этому Кодексу и регламенту гонки, если какой-то из экипажей попал в беду и существует угроза жизни или здоровью его членов или других участников гонки, то в любом случае экипажи, оказавшиеся рядом, обязаны оказать помощь. Чтобы читателю было понятно, что происходит на гонке в связи с такими ошибками можно привести такой пример. В нынешнем году планируется участие СК «МАЗ-СПОРТавто» в чемпионате Беларуси по ралли-рейдам, однако остается открытым вопрос, будет ли там грузовой зачет, так как подготовка трассы для грузовиков требует значительных ресурсов, как финансовых, так и людских. Любой просчет, ошибка, невнимательность могут привести не только к ухудшению результата, но и к человеческим жертвам. © Фото: «МАЗ-СПОРТавто»
Остов сгоревшего внедорожника на лафете машины технического сопровождения «МАЗ-СПОРТавто»

Если жизни и здоровью гонщиков опасность не угрожает, то помощь им конечно же будет оказана, но не лидерами, а экипажами, к примеру, «быстрых техничек», или теми, кто по той или иной причине не может претендовать на высокие результаты. В данных условиях было принято тяжелое, но единственно правильное решение о снятии экипажа с гонки. Это огромный эмоциональный подъем, возможность проявить себя как члена экипажа, как конструктора, как механика, возможность получить бесценный опыт и реализовать свои самые смелые спортивные амбиции. Китайский экипаж не смог или не успел визуально оценить ситуацию. На трассе он контролирует показания давления масла, температуры охлаждающей жидкости, зарядку аккумулятора, следит за давлением шин и, при необходимости, регулирует его, используя установленную на наших спортивных автомобилях систему ЦНШ (централизованной накачки шин — Sputnik), что очень важно в ходе гонки. Кроме того, мы рассматриваем варианты участия нашей команды в этапах Чемпионата России во втором полугодии, на гонке в Марокко и организации тренировки экипажей в ОАЭ. Фактически бивуак — это небольшой город со своей инфраструктурой, правилами и распорядком. Машина осталась без воздуха в системе, а соответственно фактически без тормозов и сцепления. Из-за этого на участке с горными серпантинами было очень тяжело управлять грузовиком. В состав команды также входили: 1 менеджер-переводчик, 1 представитель прессы, 9 членов «боевых» экипажей и 19 человек — водители автомобилей технической поддержки и ночные механики. Хочется отметить, что экипаж Владимира Василевского достойно справился с поставленной задачей. К примеру, вылет китайской гонщицы Гуо Мейлин в прологе гонки, это вина не только штурмана или пилота. © Фото: «МАЗ-СПОРТавто»
Автомобиль технического сопровождения команды «МАЗ-СПОРТавто»

На предыдущем»Дакаре» наша команда была представлена тремя «боевыми» грузовиками, тремя автомобилями техподдержки и джипом сопровождения. Однако на следующем «Дакаре», как минимум два наших спортивных грузовика уже будут оборудованы этой опцией. Он, как правило, располагается на аэродромах, как гражданских, так и военных, а также на территориях воинских частей либо рядом с ними на более или менее ровных песчаных участках. Правда зачастую — это сон под звуки работающих генераторов, болгарок и гайковертов, поэтому, по крайней мере, для членов «боевых» экипажей, по возможности организуются ночевки в гостиницах ближайших населенных пунктов. Превышение скорости даже на один километр в час наказывалось минутой штрафа плюс сто евро. Организаторы проверяют эту информацию и, если все подтверждается, компенсируют потерянное время. По информации организаторов, она стартует в Москве, а финиширует в Пекине. На следующих этапах начала падать мощность, гнулись и ломались штанги толкателей выпускных клапанов, а на восьмом этапе двигатель «заклинило». Экипаж, оказавший помощь, по прибытии на бивуак уведомляет организаторов гонки о том, кому и в течение какого времени оказывалась помощь. Это позволит нашей команде сделать шаг вперед и достигнуть более высоких и стабильных результатов. Здесь пришла на помощь «быстрая техничка» Владимира Василевского, из системы которой воздух закачивался в ресиверы грузовика Сергея. Будем работать над повышением ответственности каждого члена команды за выполняемую работу. На «Дакаре» нынешнего года количество автотехники нашей команды увеличилось на еще один автомобиль. Конечно, не только наши заводчане стали членами команды. Экипажи «МАЗ-СПОРТавто» финишировали на этапах гонки с 12-м, 11-м, 9-м, и даже 6-м результатами, что говорило о потенциальной возможности бороться за самые высокие места в генеральной классификации. Конкретно для грузовиков скорость на спецучастках ограничена 140 км/ч, но есть зоны — это, как правило, территории населенных пунктов или исторические места, где запрещено отклонение от трека, и ограничение скорости устанавливается 30 или 50 км/ч. Однако проблемы с двумя двигателями не дали достичь экипажам запланированных результатов. По информации организаторов «Шелкового Пути», сложность и протяженность этого ралли-марафона превзойдут уровень «Дакара». Он должен внимательно следить за показаниями приборов, установленных перед ним на панели и, в случае возникновения проблем, сообщать экипажу. Затем команда проведет тренировочный сбор на измененном маршруте ралли, который для нас ежегодно готовят организаторы гонки. Руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто» и штурман экипажа №512 Валерий Козловский в эксклюзивном интервью Sputnik рассказал об условиях, с которыми столкнулась команда в гонке, о решениях, которые не всегда легко принять, а также о том, чем стал «Дакар» для команды Минского автозавода за пять лет выступлений. Погода жалует участников гонки то проливными дождями, и холодным пронизывающим ветром с температурой воздуха близкой к «0», то изнуряющей жарой (до 58 градусов в тени), пылью и вездесущим феш-фешем (вязкий пыльный песок — Sputnik). Маршрут «Дакара» проходит как по скоростным дорогам среди степей, так и по извилистым и опасным горным серпантинам, по руслам рек, по бездорожью, среди дюн и барханов. Превышение ее наказывалось не только временным, но и денежным штрафом. Безумный «Дакар»: грязь, вода, скалы и дым

В течении всего года команды, планирующие участвовать в этом ралли-марафоне, ведут постоянную и напряженную работу по сборке новых спортивных автомобилей, по совершенствованию и доработке конструкции уже существующей техники. Практически всем понятно, что делают на гоночной трассе пилоты и штурманы, а вот про действия и обязанности механиков экипажей задается много вопросов. «Дакар-2016»: Николаев выиграл 11 этап, еще один МАЗ покинул гонку

Перед «быстрой техничкой» нашей команды ставилась задача оказывать необходимую техническую помощь и поддержку экипажам, идущим на результат. Борьба здесь всегда идет на пределе человеческих возможностей и подготовленности техники. В нынешнем сезоне мы с особым вниманием подойдем к вопросу жесткого контроля над работами по ребилдингу узлов и агрегатов наших автомобилей в сторонних организациях и к срокам подготовки спортивных грузовиков к соревнованиям. © Фото: «МАЗ-СПОРТавто»
Сергей Вязович и грузовик, в не довезший его до финиша «Дакара-2016»

В день снятия с гонки экипажа 507 неожиданно начались проблемы с двигателем и у экипажа 512. Неудачи и сходы
Несмотря на то, что СК «МАЗ-СПОРТавто» всего пять лет, все члены команды были решительно настроены на жесткую и бескомпромиссную борьбу на «Дакаре-2016» с сильнейшими командами мира. Экипаж фактически оставался бы без воды, а до финиша СУ было еще более 470 километров. Мы были готовы и стремились достойно выполнить поставленную перед нами задачу — занять места в десятке и даже пятерке лидеров. На самом деле, это был выход на т-образку через достаточно серьезный уступ вверх и поворотом на 90 градусов в право. Нашей «быстрой техничке», после схода двух основных экипажей, до финиша оставалось всего три этапа. За это время возрос опыт и профессиональное мастерство работников нашей команды, а уровень подготовки спортивных автомобилей позволяет экипажам команды достойно конкурировать с сильнейшими соперниками мира. Да, красиво и захватывающе выглядят кадры видеороликов и фотографии с этой именитой гонки, но за ними стоит большой объем действительно тяжелой, но при этом интересной работы. Две из трех наших техничек — это фактически мастерские на колесах. Кроме того, механик экипажа внимательно следит за дорожной ситуацией и в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и наличия на трассе СУ водных преград регулирует режим работы муфты привода вентилятора. Бывало, мы приезжали на бивуак с пробившими шины и торчащими из них ветками, однако ЦНШ работает настолько эффективно, что при незначительных повреждениях можно продолжать движение без замены пробитых колес. Через некоторое время Сергей смог запустить двигатель, но продолжать гонку было очень опасно, ведь очередное заклинивание мотора на извилистых и крутых горных дорогах ставило под угрозу жизнь членов экипажа. Здесь же, после окончания всех работ организаторы и участники ралли-марафона могут позволить себе несколько часов сна в палатках или в жилых модулях. © Фото: «МАЗ-СПОРТавто»
Гоночный МАЗ на одном из этапов «Дакара-2016»

Это была не единственная ошибка в роудбуке. Красивая картинка — это потом по телевизору, в интернете или на фотографиях. Этих людей объединили страсть к автоспорту,  идея создания спортивных грузовиков на нашем предприятии и участия на них в ралли-рейдах. В итоге 541-й финишировал на 25 позиции. Если бы в том месте с трассы вылетел грузовик, то ситуация могла бы быть гораздо более плачевной. Ни восстановление муфты на бивуаке, ни замена ее на новую ситуацию не спасли. Это был серийный МАЗ-6312, который использовался для перевозки запчастей. Дорогого стоит, когда твои мечты, твои увлечения становятся работой. Организаторы неверно прописали правый поворот на т-образном перекрестке в дорожной книге, прорисовав его достаточно плавным и скоростным. Экипажу вовремя гонки некогда любоваться красивыми пейзажами, хотя на самом деле посмотреть есть на что. После очередной остановки была обнаружена проблема с прокладкой под еще одной из головок блока цилиндров. Наши экипажи шли достаточно быстро, но при этом берегли технику до марафонского этапа, после которого планировалось прибавить темп и идти до финиша гонки на максимальных скоростях. Пришлось останавливаться и проводить диагностику. В течении всего сезона команды работают над повышением уровня профессионального мастерства пилотов, штурманов и механиков. «Дакар-2016»: де Рой выиграл восьмой этап, МАЗ Вязовича покинул гонку

Проблемы у экипажа Вязовича начались с треснувшей муфты привода компрессора. Каждый день, если этап гонки не кольцевой, вся авто и авиационная техника, все участники и организаторы перемещаются от бивуака к бивуаку. Гонка пройдет по территориям трех стран: России, Казахстана и Китая. Было очень обидно сойти двумя машинами, но это спорт, и здесь всякое может произойти. Кроме того, мы планируем серьезно повысить уровень физической подготовки наших спортсменов. Большую часть времени пришлось потратить на ожидание, пока двигатель хоть немного остынет и появится возможность проводить ремонтные работы. Однако, когда на двигатель была дана нагрузка, снова начала резко расти температура охлаждающей жидкости. Конечно, если поломка серьезная и механику нужна помощь, то в ремонтных работах участвуют все члены экипажа. В таких условиях, далеко не все, стартовавшие на первом этапе, приходят на финиш последнего — сказывается усталость экипажей и гоночной техники, и, как ни странно, ошибки организаторов при составлении роудбуков. Пока он работает механиком, но в ближайшей перспективе, после прохождения тренировок по программе подготовки пилотов, мы возлагаем на него большие надежды,как на пилота боевого грузовика.В настоящее время мы планируем  активно тренировать молодежь, привлекать в команду перспективных ребят, повышать уровень мастерства наших специалистов. В его задачу на гонке входили отбор и проведение анализа проб масел, которые использовались в автотехнике нашей команды в ходе гонки. Поэтому было принято решение о сходе экипажа. В основном это инженеры — конструкторы, водители-испытатели и слесари МСР, ранее работавшие в различных подразделениях МАЗ-а. Работы по замене прокладки и заливке воды в систему охлаждения продолжались три с половиной часа. Я внимательно изучил место аварии на маршруте пролога в роудбуке. Возникает очень неприятное, очень обидное чувство от осознания того, что ты теряешь драгоценное время и откатываешься назад в турнирной таблице. Это при нестерпимой жаре, в пыли и под палящим солнцем. В любом случае в беде друг друга не бросают. В этом году подход организаторов к этому вопросу был особенно строгим и, наверное, не было ни одной команды, экипажи которой не получили бы штраф. Надо уметь принимать и поражения, при этом делая из них разумные выводы, чтобы в дальнейшем минимизировать такие потери. Мелочей здесь не бывает. Ближайшая гонка, в которой примет участие «МАЗ-СПОРТавто» — 2-й этап Чемпионата России «Золото Кагана». Оказалось, что пробита прокладка под головкой блока, а через нее вдобавок еще и выгнало значительную часть охлаждающей жидкости. © Фото: «МАЗ-СПОРТавто»
Команда «МАЗ-СПОРТавто» на «Дакаре-2016»

Все, кто собран в команде, это люди, которые пришли сюда неслучайно. На самом деле на механика экипажа спортивного грузовике ложится много работы. При этом автомобили технического обеспечения передвигаются по дорогам общего пользования, а спортивные машины и мотоциклы — по трассам спецучастков. На бивуаках также царит атмосфера взаимопомощи и взаимовыручки. За красивой картинкой — тяжелый труд
«Дакар» — это один из самых сложных и престижных ралли-марафонов планеты. К примеру, осенью в нашу команду был приглашен Алексей Вишневский, на сегодняшний день — чемпион Беларуси по дрифтингу, а в прошлом успешный картингист. Иногда расстояния между ними составляет более 1000 километров. На отдельных этапах были допущены серьезные искажения в указании расстояний. © Фото: МАЗ-СПОРТавто
МАЗ

Одной из проблем на нынешнем «Дакаре» стал жесткий контроль скоростного режима.