— С кaким нaстрoeниeм встрeчaeтe свoй дeнь рoждeния? Кaк сoбирaeтeсь eгo oтмeтить?
— Нaстрoeниe рaбoчee, xoрoшee. Eсли бы нe прoиски aмeрикaнскoй вoeнщины, вooбщe скaзaл бы: oтличнoe. В пoслeдниe гoды oтмeчaю этoт дeнь в Пeрeдeлкинe, в кругу рoдствeнникoв и друзeй. Вxoд гoстeй — пo прeдъявлeнии спрaвки o прививкe oт кoвидa.
— Вам кaк-тo упoмянули, чтo «дeтствo — рoдинa сeрдцa». Нeдaвнo вышлa вaшa нoвaя книгa «Сoвдeтствo». Пoчeму имeннo сeйчaс рeшили рaсскaзaть o тoм врeмeни, кoгдa с сeмьeй жили в зaвoдскoм oбщeжитии мaргaринoвoгo зaвoдa?
— Эпизoды, связaнныe с дeтствoм, у мeня eсть в кaждoй вeщи, нaчинaя с «Чепэ рaйoннoгo мaсштaбa». Нo пoсвятить цeлую книгу «сoвдeтству» я в сaмoм дeлe рeшился тoлькo тeпeрь. Пoчeму? Причин нeскoлькo. Я вступaю в ту пoру, кoтoрую бeзжaлoстнaя стaтистикa нaзывaeт «пeриoдoм дoжития». A я нaзoву этoт вoзрaст мягчe — «утoмлeннoй зрeлoстью». Пo кaкoй-тo псиxoлoгичeскoй зaкoнoмeрнoсти в эту пoру дeтствo вспoминaeтся oсoбeннo oтчeтливo, и я кaк писaтeль рeшил сим oбстoятeльствoм вoспoльзoвaться. Вo-втoрыx, мeня дaвнo рaздрaжaют мрaчныe фэнтeзи o сoвeтскoм прoшлoм, кoтoрыми нaвoднeнa сoврeмeннaя прeмиaльнaя эрзaц-литeрaтурa. A быстро кaкую чушь нeсут прo сoвeтскoe дeтствo! Oднoгo били вo двoрe зa нeрусскую фaмилию, другoгo истязали злодеи-учителя из-за пропущенное «м» в слове «формация», из третьего в пионерском лагере пили юшка. Нет, не в переносном смысле, а точь в точь — вампиры, и все упыри с партбилетами, а первостатейный — участник штурма Зимнего. Знаете, даже если в первые послереволюционные десятилетия, чертовски, до идиотизма идеологизированные, писатели такого бреда о временах царизма себя не позволяли. Стыдились современников-очевидцев. Новая рассказ — мой ответ клеветникам Советской России. И, клеймящий по тому, что возлюбленная третий месяц держится в лидерах продаж, единомышленников у меня масса.
— 7 ноября в Рыбинском драматическом театре давали вашу комедию «Выше всяких партии». Говорят, подобно как вы сидели в театре в первом ряду. Во вкусе оценили режиссуру и игру актеров?
— Авторы в первом ряду приставки не- садятся: плохая примета, как же и обзор не тот. А постановка блестящий! Зрители устроили овацию в конце. Поставил его Вотан из лучших, я считаю, современных режиссеров — Пётра Орлов. Да и сам Рыбинский драматургия уникален. Через три возраст ему исполнится 200 планирование, а если учесть, что недалеко находится та самая легендарная Скоморошья кипка, где зимовали все лицедеи Руси, так по чесноку, как говорит Михалков, местом зарождения русского профессионального театра необходимо бы считать не Ярославль, а то есть Рыбинск. Руководит театром славнецкий профессионал — Ирина Петрова, актеры со временем такие, что позавидует все равно какой «центровой» место действия, опузырившийся от грантов и субсидий. Губернским а театрам достаются жалкие крохи. Вот досада и нечестно! В 2019 году они привозили в Москву держи мой авторский фестиваль «Смотрины» мелодраму «В духе боги…» Говорить, что спектакль хорошо принимали столичные публика, — ничего не выговорить. Это был триумф!
— В «горьковском» МХАТе — взрослые перемены. Как вы к этому относитесь?
— С нескрываемой радостью — равно как к освобождению родного города ото оккупантов. Я и сам постоянно выступал в эфире, в прессе, в фолиант числе и в «МК», протестуя наперекор безобразия, учиненного в ведущем театре страны, в сравнении с чем хамского отстранения от руководства творческим коллективом народной артистки Страна советов Татьяны Васильевны Дорониной, которая была хранителем и вдохновителем МХАТа имени Горького в характер тридцати лет. Хотел бы я бросить взор в глаза чиновнику, удумавшему такую «рокировочку». Глава исполнительной власти Путин говорит о важности угоду кому) страны разумного консерватизма — в культуре меж тем так тому и быть масштабный погром именно тех театров, которые опираются держи традицию. Это как?..
Понятное дело, в отместку за мои вступления Бояков и его замполит (замгендиректора по литературной части) Прилепин сняли с репертуара, уничтожив декорации и костюмы, три спектакля до моим пьесам, включая экранизованный еще покойным Станиславом Говорухиным «Поверочный выстрел», который (на)столь(ко) любили зрители. Кстати, все на свете мои спектакли шли успешно, хотя (бы) на аншлагах, и прежде (за «Как боги» в постановке самой Дорониной. Сии деятели (я называю их «зондеркомандой») отнюдь не способны к творческому состязанию, в открытом профессиональном споре они беспомощны, а гляди задвинуть, запретить оппонента, с тем чтобы не с чем было равнять их собственные потуги, — сие они умеют, ведь ради то, что они самочки начудили на легендарной сцене вслед три года, просто имейте совесть вспоминать. Самодурство, самоуправство подина видом новаторства — сие тоже цензура, но безлюдный (=малолюдный) государственная, а тусовочная, которая страшней и беспощадней.
Ныне в искусство театра пришел новый директор — Вовик Кехман, человек опытный, безапеляционный, прекрасно знающий театральное демарш. Очень важно, что с первого дня некто создает условия для того, для того чтобы Татьяна Васильевна вернулась к полноценному руководству творческим процессом, (то) есть, кстати, и предполагает должность «президента театра». Так отчасти я Кехману сочувствую: реабилитационный период будет трудным — в какой степени мне известно, «бригада эффективных менеджеров» обобрала варьете до нитки. Работа у них такая: издаивать казну и рушить не ими построенное. Только у МХАТа был и есть крупный потенциал. Это замечательные актеры, безлюдный (=малолюдный) предавшие Доронину, это верные публика — они, организовавшись, три возраст не давали чиновникам всех уровней забыть думать о совершенной чудовищной ошибке. Недовольно ли за это благоп худруков покинули свои посты? Вот хоть за одного зрители встали стеной, равно как за Доронину? Нет. Жрать, наконец, Татьяна Васильевна — великая дублерша, человек большого мужества и длинной воли, наравне говаривал Лев Гумилев. Жрать замечательный, намоленный репертуар, какой-никакой пытались уничтожить и который считаться с чем бы восстанавливать…
— Вы компактно связаны с нашей газетой. На певом месте ваше стихотворение было опубликовано в 1974-м в «МК». Чему али кому оно было посвящено?
— Царь Небесный ты мой, как давнёшенько это было! Речь будь по-вашему о коллективной подборке молодых поэтов — Игоря Селезнева, Валя Капралова и вашего покорного люди. Предисловие написал руководитель нашего семинара Обвинять Витальевич Сикорский, тонкий лирик и великолепный педагог. Мое коротенькое георгика называлось «Март». Помню, встретил в коридоре редакции, сидевшей раз такие пироги еще на Чистых Прудах, легендарного поэта и журналиста Ася Аронова, работавшего спецкором «МК», дьявол похлопал меня по плечу, сказав: «Знаешь, а «сало цвета довоенных фото» — воду возить можно у тебя образ. Молодец!» И отправил меня в магазуха за вином.
— В духе осмелились в начале 80-х вывести «Сто дней по приказа» и «Чепэ районного масштаба»?
— Ваш проблема свидетельствует, что нынче тускло себе представляют «идейно-нравственную атмосферу» тех парение. Быть смелым и ставить острые проблемы писателям последняя спица в колеснице не запрещал. Наоборот, призывали… Очевидно одни, в силу отпущенных способностей и числом зову сердца, славили наши дни, вторые делали то но самое, но из корыстных соображений, третьи без запинки знали допустимую степень остроты — в) такой степени и жили; четвертых, как меня, желание художественной правды уносила в «запретную зону». А засим ты начинал играть с властью в «глазенапы», если, конечно, невыгодный намылился в диссиденты. Но я был советским писателем, «тамиздат» был пользу кого меня исключен. Критиковать необеспеченность своей Родины извне я считал и считаю недопустимым. В этом мое сердцевина расхождение с Солженицыным. В итоге в 1985 году, около Черненко, «ЧП» было опубликовано в «Юности» у Андрея Дементьева. А двумя годами прежде только что пришедший в «МК» новичок главный редактор получил особенный первый выговор за публикацию фрагмента «Чепэ» в газете. Звали его Павка Гусев. Он же подарил ми идею похищенного из райкома знамени, ему а первому я читал готовую повествование в Переделкине — ночь повторно. Как молоды мы были…
— Какую экранизацию по части вашим произведениям считаете сугубо удачной?
— Пожалуй, четырехсерийный «Апофегей» в постановке Станислава Митина. Некто же, кстати, в ленинградском ТЮЗе в 1987-м воплотил одну с лучших инсценировок моей прозы — постановка «Работа над ошибками». Неуд с половиной часа шло действо, а далее столько же зрители спорили в среде собой. Дискуссия! Надеюсь, Стас читает в Хайфе «МК»!
— Какая изо наград или премий вас особенно дорога?
— Их двум. Премия московского комсомола в 1983 году. Сие моя первая серьезная трофей. И Большая золотая Бунинская плакетка в 2008 году. Бунин — оный стилистический эталон, к которому стремится первый попавшийся серьезный прозаик. Лауреаты «Гигантский книги» не в приговор.
— Чем гордитесь?
— Тем, что-нибудь не поступался принципами.
— А по (по грибы) что бывает стыдно?
— Ради то, что поступался принципами.
— По-над чем сейчас работаете?
— Пишу «Совдетство-2». Может представить книгу читателям получи и распишись Московской книжной ярмарке в сентябре будущего лета.
— Свой трудовой тракт вы начинали школьным учителем. Безвыгодный хотели бы сейчас отдать открытый урок в одной с школ? С какими словами обратились бы к нынешним ученикам?
— В школах и вузах я повременно выступаю. В своей альма-матер — областном педагогическом университете — организовал инда литературную студию. Говорю с молодежью сверху разные темы. Но одну (раз)мышление довожу обязательно: человек вкушать то, что он читает. Хорошая альманах делает человека лучше, а плохая — не идет в сравнение. Дурным текстом можно приближенно же отравиться, как испорченной едой. Будьте осторожны! Автоинтоксикация души — вещь опасная, гус непоправимая.
— Вас живете в Переделкине. Удается освободить время для работы получи и распишись своем участке?
— Понятное дело! Лучший отдых от умственного ступора. Застрял содержание — пошел прополол грядочку, и понималка как новенькие! Особенно в этом году удались огурцы.
— Давайте помечтаем. Разве что бы довелось вернуться получи один день в прошлое, экой бы из них вас выбрали?
— 16 ноября 1954 лета. Очень интересно взглянуть, чисто меня выносят из роддома.
— С кем с исторических личностей хотели бы насидеться с бокалом вина около камина?
— С Булгаковым. Постарался бы разнюхать у Михаила Афанасьевича, во зачем ему обошелся по гамбургскому счету Романчик о черте. У меня есть давешний, очень занятный сюжет бери схожую тему. Но не менее сяду за работу, враз снится странный мужик, симпатия грозит мне кривым пальцем и страшно предупреждает: «Это твоя милость брось!»
— Далеко не поделитесь планами на перспектива?
— Знаете, чем длиннее живу, тем все с лишним убеждаюсь: не мы строим мероприятия, а планы строят нас. Так один секрет выболтаю: обдумываю новехонький роман. Даже набросал первые главы. Передовой герой служит на телевидении, а оборона эту «фабрику грез» ми есть что рассказать. А вещь, конечно, про дружба. Как без нее? Станислав богу, мужик со словами «сие ты брось!» в (то еще не снился…