Затопление мастерской вызвало вдохновение: художница вывела «иероглиф воды»

Чeрныe нeпрoницaeмыe пoтoки. Бeлaя мoрскaя пeнa. Зeлeнaя рeчнaя глaдь, пeрeливaющaя пeрлaмутрoм. Вoдa у Aлeны Кирцoвoй oчeнь рaзнaя. Xудoжницa вглядывaeтся в сaмую а в другом стиxии, пoкaзывaя всe вoзмoжныe ee ипoстaси. Нa кaртинax нeт никaкиx лишниx дeтaлeй – ни бeрeгoв, ни лoдoк, ни кувшинoк, ни людeй. Мнoгиe xудoжники писaли вoду – Aйвaзoвский, Мoнe, Xoкни, нo иx вoдa былa сюжeтнoй, событийной, конкретной. В этом месте другой случай. Алена Кирцова обращает первый план зрителя на саму фактуру воды, нате ее изменчивость, настроение. На ногах перед этими большими холстами, ты да я превращаемся в предсказателей, которые видят в водной глади бог знает что потустороннее, запредельное, потаенное.








Кстати, в некоторых работах и истина есть тайна – до конца технического свойства. Так круток, где изображена морская накипь, и которое, кажется, и правда, бурлит снутри (живописная поверхность очень фактурная, выпуклая), создано с через подплечников от мужских пиджаков. Никакого особого смысла в использовании сего материала для создания объемности живописи мало-: неграмотный было – художник использовала так, что оказалось под рукой. Же вышло эффектно и загадочно. Автору было изрядно создать свое видение воды скульптурно – потоки и разливы «уложены» для холст мастихином, что и придает изображению насыщенность содержанием и глубину. Мы чувствуем крен – движение рек, морей и океанов.








В экспозицию вошло и в некоторой степени старых работ Кирцовой, созданных вновь в середине 1980-х, в 1990-х и начале 2000-х. Они отличаются ото нового цикла. Художница написала их около впечатлением от поездок возьми море. Перед нами очертания разных контрактных цветов – синие, желтые, баксы, черные. Вместе они складываются беспредметные и возле этом вполне конкретные пейзажи, изображающие Москворецкий кроссинг, Судак или северное пучина морская (привязки к месту обозначены в названиях картин). В этой серии чувствуется зависимость с теоретической работой знаменитого художника Михаила Матюшина «Зидж по цвету», которая была издана в 1932 году. Альбомчик создавался как методическое вспомоществование, где наглядно показаны цветовые гармонии. Обследование раскрывает психофизиологические факторы восприятия цвета человеком в различных условиях. Эту науку Кирцова усвоила и воплотила в живописном цикле.








И старый, и небывалый цикл оказывают на зрителя медитативный действие. В эту воду хочется долго вглядываться. Купаться в мистической природе стихии. Выказывать в ней архаическое начало. И обретать в ней отражение своего «Я». Приставки не- случайно одна из работ (в отличии ото других совсем небольшая) представляет на лицо зеркало, наполовину засыпанное песком.








Вода у Кирцовой престижно. В этом смысле о работе художницы здорово сказал ее главный машинист и критик – супруг Юра Аввакумов: «Минимализм и абстракцию у Кирцовой имеется возможность, как в музыке Эрика Самосожжение найти во фрактальности изображения, в подобии и повторяемости нот-мазков мастихина, с которых складывается картина. В случае если присмотреться, то в каждой фактурной картине художника убирать свой красочный модуль, своего рода гиероглиф воды, из которого как бы пазл складывается общее рисунок».

Комментарии и уведомления в настоящее время закрыты..

Комментарии закрыты.