Бeлoрусскиe зaмки нe xужe шoтлaндскиx
Всe знaют o тoм, чтo в Бeлoруссии eсть Бaтькa Лукaшeнкo. Тe, ктo бывaл в стрaнe, знaют, чтo дaжe в мaлeнькиx гoрoдкax, нe гoвoря ужe o Минскe — нa улицax чистoтa стeрильнaя. Нo тoлькo путeшeствeнники знaют, чтo в Бeлoруссии eсть eщe и мaссa дoстoпримeчaтeльнoстeй. Причем таких, каких вокруг не сыщешь. Ведь именно Белоруссия вобрала в себя историю нескольких государств, и этот симбиоз Великого Княжества Литовского, Речи Посполитой и Российской империи оставил в ее менталитете, культуре и архитектуре свой отчетливый след. Одни белорусские замки чего стоят.
Не скрою, к замкам питаю особую страсть. Камни долго хранят не только тепло, но и следы истории. Каждый замок — это своеобразный портал, переход в иную историческую реальность. Какой современной начинкой не пичкай его залы, многовековые стены сохраняют его истинную душу. Белоруссии в этом отношении повезло, у нее есть несколько прекрасных замков и дворцов, которые несмотря на лихие испытания минувших лет, благодаря усилиям реставраторов вернули свою былую красоту и величие. О них мой сегодняшний рассказ.
Не сиротское наследие Сиротки
Всего в двух часах езды от Минска с его столичной, послевоенной архитектурой в стиле сталинского неоклассицизма, находится небольшой город Несвиж. Своим нынешним обликом городок обязан первому ординату Николаю Христофору Радзивиллу Сиротке — сыну Николая Радзивилла Черного. Радзивилл Сиротка, получив в наследство от отца деревянный Несвиж, быстро превращает его в современный (середины XVI века) каменный город с кварталами и площадями, ратушами и костелами. Все это и сейчас является визитной карточкой Несвижа. Но главное украшение города — родовое гнездо Радзивиллов, Несвижский замок. По-хорошему, это, скорее, дворец. Ну разве что могучие стены с бастионами, крепостные валы и ров за ними говорят о первоначальном предназначении этого строения. Сиротка задумывал свою резиденцию как крепость. На правом берегу реки Уши по его задумке и под руководством итальянского архитектора Джованни Бернардони за семь лет — с 1583 по 1590-й — вырос каменный замок.
Но последующие поколения Радзивиллов внесли свою лепту в его облик. В результате получился архитектурный шедевр, вобравший в себя различные архитектурные стили — здесь и классицизм, и барокко с рококо, и неоготика, и даже модернизм. Каждые хозяева привнесли в него что-то свое. Переходя из зала в зал, не устаешь восхищаться — умели же люди жить. Парадные залы с огромными зеркалами, уютные будуары во французском стиле, солидные кабинеты — в английском. Охотничьи апартаменты с огромными каминами, музыкальные салоны с классическими колоннами и узкие готические лесенки, ведущие в верхние покои…
Надо понимать, что все это — лишь реконструкция бывшего шикарного убранства дворца. О богатстве и сокровищах родового гнезда Радзивиллов ходили легенды. Одна из них повествует о двенадцати золотых апостолах, украшенных каменьями, которые якобы являются хранителями этих земель. И пока они находятся здесь, никто не сможет этими землями завладеть и уничтожить Белоруссию. Поэтому в тяжелые времена апостолов прятали. А потом вообще убрали в потаенное место, а на показ выставили их восковые копии, покрытые золотой краской. Немало воров попалось на эту уловку… А настоящие апостолы по сю пору не найдены.
Когда в 2004 году было решено восстанавливать замок в прежнем виде, музейные работники обратились к различным ведомствам и заграничным организациям с предложением вернуть в Несвиж вещи Радзивиллов, которые после присоединения этих земель к СССР в 1939 году были либо вывезены, либо разграблены. Что-то удалось вернуть. Как, например, огромные зеркала Золотого зала замка. Они долгое время украшали холлы театра Янки Купалы. Так же, как и две большие парные вазы из Франции. Что-то восстанавливали по эскизам. Что-то закупали на аукционах. Например, изящный спальный гарнитур мятного цвета с вензелями Радзивиллов приобрели на аукционе «Сотбис». Зато бильярдный стол, изготовленный американской фирмой Брюсвик (Bruswik) в 1896 году — подлинный. Его никогда не вывозили из замка. Во время Второй мировой немцы пытались его разобрать, но ничего не получилось. Массивный стол состоит из нескольких крупных деталей, которые сразу и не сообразишь, как отсоединить друг от друга. По этой причине стол перешел в наследство советскому санаторию, который и расположился в замке Радзивиллов после войны. А в своем нынешнем обличье дворец был восстановлен в 2011 году.
Кстати, возродить домовую часовню — каплицу — помогла одна из наследниц рода, 91-летняя Эльжбета Радзивилл, дочь последнего владельца замка Альбрехта Радзивилла. Она прожила в Несвиже до 18 лет. И хорошо помнила, что где находилось. По ее рассказам, потом были составлены эскизы. А в восстановление часовни она вложила и свои средства. На вопрос белорусских журналистов, не хочет ли она вернуть себе свое родовое гнездо, пожилая дама ответила: «На что мне такой большой замок без холопов?» В замке и впрямь в свое время проживало до 800 человек.
А сегодня Несвижский дворец и парковый комплекс вокруг него — одно из самых знаменитых туристических мест Белоруссии. Подогревают интерес приезжих и легенды замка. Ведь у него есть даже собственный призрак — Черная Панна, Барбара Радзивилл. Любимую супругу владельца замка Сигизмунда отравили по наущению его матери. Сигизмунд не смирился с потерей и вызвал дух возлюбленной с помощью алхимиков. Однако во время спиритического сеанса не сдержался и заключил в объятия призрак. С тех пор душа Барбары не может вернуться на небо. Она бродит по замку. Но проявляется лишь перед надвигающейся опасностью, чтобы предупредить об этом. Говорят, что в последний раз призрак видели в 2002 году — перед пожаром в Несвижском замке.
Есть в графском парке старый пруд…
Еще одно из известных владений Радзивиллов — Мирский замок в Гродненской области. Правда, в отличие от Несвижа, крепость в городке Мир не была родовым гнездом княжеской династии. Замком сначала владел род Ильиничей. Именно Юрий Ильинич и построил крепость в Мире в том архитектурном виде, что дошел до нашего времени. Мирский замок дворцом не назовешь — это полноценная средневековая крепость с характерными башнями, стенами, переходами. Но достраивал его уже Христофор Радзивилл Сиротка. Поэтому во внутреннем убранстве замка много любимых им деталей: например, сложные деревянные потолки с инкрустацией. Они есть как в Мире, так и в Несвиже.
Душу в эти стены вдохнул в начале XVIII века его новый владелец — князь Михаил Казимир Радзивилл Рыбонька. Он перестраивает замок, превращая его из крепости в парадный дворец. В замке появляются Парадный, Портретный и Танцевальный залы с дубовыми паркетными полами, резными потолками, картинами. Сюда завозятся превосходная мебель, фарфоровые вазы. И если залы сейчас можно лицезреть во время экскурсий, то обстановка, увы, безвозвратно утеряна. Однако это не мешает, включив воображение, представить себе, как выглядела эта резиденция во второй половине XVIII века, когда его очередной владелец, князь Кароль Станислав по прозвищу Пане Коханку, который и обосновался в замке на постоянное жительство, устраивал тут роскошные балы.
Судьба Мирского замка была бурной. После Радзивиллов он недолгое время находился во владении графа Льва Петровича Витгенштейна. А затем был куплен казачьим атаманом Войска Донского Николаем Ивановичем Святополк-Мирским. Он и завершил строительство Мирского ансамбля, возведя напротив замка двухэтажный дворец и окружив его ландшафтным английским парком — с водоемами и островами. С этим парком связана страшная Мирская легенда. Прежде на месте озера возле замка был яблоневый сад. Князь приказал вырубить его. Однако слуги отказались рубить цветущие деревья, и он призвал пришлых людей. Во время создания водоема погиб сын местной ведьмы, и она прокляла это место, пожелав, чтобы в озере утонуло людей столько же, сколько было вырублено деревьев. В 12-летнем возрасте в пруду утонула дочь князя Сонечка. А сам он умер на берегу в 1898 году. Говорят, прежде в озере и впрямь гибло много народу. Но в последнее врем об утопленниках не слыхать: видимо, количество срубленных яблонь уравнялось с количеством жертв.
В гости к шляхте на корабле викингов
Ну и наконец еще одно замечательное туристическое место — Панский маентак «Сула». Маентак в переводе с белорусского означает «имение». Бывшая усадьба князей Ленских на берегу реки Сула находится всего в 50 километрах от Минска — в Столбцовском районе. В советские годы панское поместье, где проживало интеллигентное и добродушное семейство Ленских древнего рыцарского рода Остоя, было разрушено. И вот теперь стараниями частных собственников это знаковое место возродили, создав на его базе этнографический парк-музей, в котором можно окунуться в быт польской шляхты. И не только… Маршрут по парку проложен таким образом, что сначала ты попадаешь в каменный век, где можно погреться в шалаше у костра и загадать желание в Кромлехе — мегалитическом сооружении из камней с рунами. Затем попадаешь на площадку славянских культов с главным языческим богом славян — Родом. А оттуда и до варягов недалеко: на варяжской пристани вас встретит корабль викингов — дракар, на котором можно устроить небольшое путешествие по озеру. Дальше — средневековый квартал. Пока он недостроен. Сторожевая готическая башня находится в стадии восстановления. Зато есть кузня, где по старым технологиям на глазах посетителей выковывают наконечники стрел. Есть мастерская по колке камня. А затем по каменной мостовой вы попадаете в будни польской шляхты. Из бывших конюшен поместья Ленских создали Королевскую ассамблею с залом шляхетской славы. Огромный камин с пылающими поленьями, доспехи рыцарей при входе, грубые деревянные потолочные балки, каменные стены — полное ощущение, что попал на панскую пирушку. Тем более что и шляхтич здесь машет саблей, чаркой самогона с местной винокурни угощает… А чуть поодаль — уже совсем другой век. На пригорке дом панов Ленских в стиле русской усадьбы: белый дом с флигелями и колоннами. Там в нескольких небольших комнатках сейчас располагается музей Ленских. Такое вот путешествие по историческим вехам с наглядными картинками, играми, представлениями. В общем, Белоруссии есть чем удивить даже искушенного туриста.
белоруссия, путешествия